Среда непосредственного воздействия (микроуровня) – те группы сил, которые отмечены внутри блоков.
Во внутреннем круге рис.14 мы видим блок ресурсов, которые корпорация закупает, непосредственный круг потребителей и потребителей 2-й степени (нередко конечных потребителей, если компания промышленная), а по краям — конкурентов, государственные законы и постановления различных уровней власти, которые воздействуют на деятельность фирмы. Все стрелки здесь имеют два направления. Действительно, если различные стороны могут оказать влияние на компанию, проявить свою силу, как говорит Портер, то и компания может сама принимать соответствующие действия и проявить свою силу по отношению к этим сторонам.
Хозяйствующий субъект – это юридическое лицо той или иной организационно-правовой формы.
Конкуренты – это ХС, производящие аналогичные ТРУ либо их заменители.
Поставщики –физ.и юр.лица, поставляющие ХС все необходимые ресурсы.
Посредники помогают ХС решить 3 задачи:
· Удобство места
· Удобство времени приобретения
· Удобство процедуры приобретения товара.
Потребители – физ.и юр.лица, потребляющие ТРУ.
М.Портер составил схему сил, которые играют наиболее важную роль в конкуренции (модель 5 сил конкуренции); ее не следует путать с моделью внешних факторов, представленных на рис. 14.
Рис.15. Модель 5-ти сил конкуренции М.Портера
Портер выделяет следующие конкурентные силы:
1) конкурентные силы производителей аналогичной продукции, составляющие внутриотраслевую конкуренцию;
2) конкурентные силы производителей-субститутов, способных заменить наши товары и придать конкуренции межотраслевой характер (Виссема называет их конкурентами по функции);
3) конкурентные силы поставщиков сырья, полуфабрикатов и т.д., которые могут применить прямую вертикальную интеграцию и стать нашими конкурентами + степень концентрации поставщиков (способность диктовать цены);
4) конкурентные силы покупателей продукции (требуют снижения цен), которые могут применить обратную вертикальную интеграцию и стать нашими конкурентами + степень концентрации покупателей (способность диктовать цены);
5) конкурентные силы потенциальных производителей аналогичной продукции, заключающиеся в способности переключить потребителей на свою продукцию. Это особенно опасно, когда имеется низкий уровень барьера для входа;
На практике возникла необходимость включить в анализ новые типы участников. Наиболее успешной попыткой сделать это стала модель чистой (итоговой) ценности (рис. 8.3) Адама Брандербургера и Бэрри Нейлбаффа.
Модель чистой стоимости показывает важную роль, исполняемую поставщиками товаров-комплементов, т.е. лицами или структурами, у которых покупатели приобретают дополнительные товары или услуги или кому поставщики продают дополнительные исходные составляющие, существенно влияющие на успех или неудачу бизнеса. С точки зрения спроса такие поставщики повышают желание покупателей платить за определенную продукцию (у вас есть то – куплю и это). С точки зрения предложения снижают цену, требуемую поставщиками за исходные составляющие (купите то – продадим дешевле это).
Принятие во внимание поставщиков товаров- комплементов добавляет в модель конкурентных сил координату сотрудничества. Брандербургер и Нейлбафф выразили эту идею следующим образом: «Использование варианта на основе комплементов — это совершенно новый подход к осмыслению бизнеса. Это вариант, при котором вы думаете о том, чтобы сделать пирог больше, вместо постоянной драки за кусок пирога одного и того же размера».
Показатели концентрации рынка
Основными показателями концентрации, используемыми в экономической теории и практике антимонопольных органов, являются коэффициент концентрации и коэффициент Герфиндаля-Гиршмана.
1)Коэффициент концентрации, % (CRk):
CRk = Σsi, i = 1… k, где (1)
si - доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %
k – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке, взятых для расчета коэффициента
Индекс концентрации 4-х крупнейших фирм отрасли (CR4) часто подвергается критике из-за того, что не учитывает характера распределения долей фирм ни внутри «четверки», ни за ее пределами.
Поэтому при классификации рынков по уровню концентрации индекс CR4часто используется в комбинации с другим известным показателем — индексом Херфиндаля — Хиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех фирм, входящих в отрасль, и свободен от указанного выше недостатка.
2)Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
HHI = Σsi2, i = 1… n, где (2)
si - доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %