ВНЕШНЯЯ СРЕДА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВОЗМОЖНОСТИ ФИРМЫ ДОБИВАТЬСЯ УСПЕХА НА ЦЕЛЕВЫХ РЫНКАХ, НО ОТНОСИТЕЛЬНО ЕЙ НЕПОДКОНТРОЛЬНЫЕ
Внешний анализ обычно проводится для того, чтобы выявить, какие факторы окружающей среды оказывают наибольшее влияние на существование данной фирмы и ее дальнейший рост.
Х. Виссема предложил следующую схему внешних факторов развития (рис.14).
В схему входят наиболее важные внешние переменные факторы, которые фирма должна учитывать при разработке своей стратегии. Одни мы относим к среде непосредственного воздействия (внешняя среда микроуровня), а другие — к среде косвенного воздействия (внешняя среда макроуровня).
В среду косвенного воздействия (макроуровня) входят следующие факторы развития:
· демографические
· социокультурные
· экономические
· политические
· технологические
· экологические
· иституциональные [страт.мен.для топов]
Для удобства они были сгруппированы в 4 блока (политические, экономические, социальные, технологические), входящие в среду косвенного воздействия (рис. 14). В такой группировке факторов вы можете узнать PEST (СТЭП) анализ (средство анализа внешней макросреды).
Анализ элементов внешней среды макроуровня в литературе называется PEST (СТЭП) анализом и включает в себя анализ факторов, сгруппированных по следующим элементам:
1) Политическая среда
2) Экономическая среда
3) Социальная среда
4) Научно-техническая среда
Анализ осуществляется с использование экспертных оценок по выбранной шкале, как правило, 5-тибалльной.
Рис. 14. Схема внешних факторов развития
Социальная среда состоит из демографических, социальных аспектов, стилей жизни, общественных ценностей.
Демографическиехарактеристики можно разделить на несколько составляющих.
Население. Число людей, проживающих в конкретной географической зоне.
Возрастная структура. Число людей, входящих в разные возрастные группы, например от 0 до 10 лет или от 11 до 20 лет.
Географическое распределение. Темпы роста численности населения в пределах отдельных географических регионов и их изменения.
Этнический состав. Состав этнических групп, их размер и темпы роста числа людей, входящих в эти группы.
Уровни дохода. Величина дохода и темпы их роста в разных демографических группах или группах, различающихся по стилю жизни, а также в типах семей, возрастных группах или среди людей, проживающих в разных географических регионах.
Стили жизни также можно сегментировать.
Состав семьи. Композиция, тип, динамика изменений и размер семьи.
Работа. Работают люди или нет, на каких типах работ, где работают, ожидания в отношении работы, насколько долго они работают.
Образование. Тип и уровень образования.
Потребление. Какие люди покупают и потребляют (или не покупают и не потребляют) ту или иную продукцию.
Отдых. Как люди проводят свое свободное или нерабочее время.
Общественные ценности можно разделить на следующие составляющие.
Политические ценности. Отражаются в том, как люди голосуют; как они относятся к основным политическим и социальным проблемам: поддержка военных действий, аборты или сохранение окружающей среды.
Социальные ценности. Отражаются в отношениях к работе, отдыху, участию в деятельности отдельных организаций, готовности принять мнения и поведение представителей других групп, готовности терпимо относиться к каким-то социальным привычкам (например, курению).
Технологические ценности. Отражаются в готовности принять новые технологии, сделать выбор между издержками на технологии и предоставляемыми ими выгодами.
Экономические ценности. Отражаются в стремлении добиться экономического роста и в компромиссах между экономическим прогрессом и социальными издержками на него.