Организация как открытая система – на входе получает ресурсы из внешней среды, на выходе отдает созданный организацией продукт.
Жизнедеятельность организации состоит из 3-х основополагающих процессов:
· получение сырья/ресурсов из внешней среды
· изготовление продукта
· передача продукта во внешнюю среду
Если хотя бы один процесс прекращается, организация уже не может существовать. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между тремя этими процессами.
Выделяются три уровня среды организации:
· Внутренняя среда организации
· Внешняя среда организации
o Микросреда
o Макросреда
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ФАКТОРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФИРМЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИГАТЬ УСПЕХА НА ЦЕЛЕВЫХ РЫНКАХ И ПОЛНОСТЬЮ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЕЙ
Суть внутреннего анализа сводится к выявлению сильных и слабых сторон организации относительно ее конкурентов.
Х. Виссема предлагает начать внутренний анализ с анализа бухгалтерской отчетности организации. Далее идет исследование основных функций организации. Любую функцию можно рассматривать, как процесс переработки определенных ресурсов.
Выделяют следующие группы ресурсов:
1) природные ресурсы
2) человеческие
3) материальные – все средства труда и инфраструктура
4) энергетические
5) информационные
6) финансовые
7) ресурс времени
8) ресурс власти – возможность отдавать распоряжения своим подчиненным
Выделяют следующие основные функции организации (сферы управленческой деятельности):
1) маркетинг и сбыт
2) производство
3) снабжение
4) кадры
5) инновации
6) управление
7) финансы
Для изучения внутренней среды организации проводят SNW-анализ (анализ сильных, нейтральных, слабых сторон организации). Анализ осуществляется с использование экспертных оценок по выбранной шкале, как правило, 5-тибалльной.
Таблица 4
Наименование, содержание функций (их значимость)
Сильные (+)/Слабые (-) стороны организации
Характеристика функций
Оценка состояния, балл
1.Маркетинг
Качество продукта
Ассортимент
Широкий ассортимент продукции
Характер продукции
Мука – это массовый продукт
Уровень цен на готовую продукцию
Расположение потребителей
Наличие крупных потребителей в области, хорошо налаженное сотрудничество
Доля на рынке
Репутация у клиентов, служащих, банкиров, поставщиков, общественности
Быстрота и эффективность получения информации о рынке
Соотношение цена/качество
Приемлемое в отношении муки
Уровень обслуживания
Развитость каналов сбыта
Объем нереализованной продукции
2.Инновации
Частота поставок новых продуктов на рынок
Пользование услугами других организаций, например, образовательных и научных учреждений
3.Производство
Расположение производителя
Уровень технического оснащения
Гибкость производства
Техобсуживание
3.Закупки сырья
4.Кадры
Уровень квалификации и мотивации персонала
Текучесть кадров
Наличие бизнес-культуры
Трудоемкость, зарплатоемкость
Гибкость персонала и условий занятости
5.Финансы
Маржинальная прибыль (МП) на 1 рубль дефицитного ресурса (сырья)
6.Информационная система
Состояние ИС
ИС соответствует стоящим перед организацией проблемам
Быстрота выхода на связь с персоналом компании
Городской и мобильный телефон позволяют быстро найти требующегося сотрудника