Проблема – это расхождение между желаемым и фактическим положением вещей.
Определение, к какой классификационной группе относится проблема (хорошоструктурированная, структурированная, слабоструктурированная, неструктурированная).
Цель – желаемый результат деятельности (то, к чему стремимся), желаемое состояние выхода.
Цели – это ориентиры, по которым прослеживается качество работы и прогресс организации.
Нельзя управлять тем, что невозможно измерить, … но всего, что измеримо, можно достичь» [Билл Хьюлетт].
Задача – что необходимо сделать для достижения цели.
Требования к целям: цели должны быть ясными, измеримыми, достижимыми, соответствующими миссии, иметь временные рамки их достижения.
Пример. Главная стратегическая цель ОАО «СПМД» - «Увеличить объем продаж на 30% к 2009 году».
Объект исследования – это область исследования. Например, предприятие.
Предмет исследования – сторона объекта исследования, связанная с проблемой. Например, способы повышения эффективности работы предприятия.
Как мы видели, «система» имеет целый ряд определений, каждое из которых раскрывает определенный взгляд на данное понятие.
5.Предварительный системный анализ объекта исследования, например, путем составления МСХ, которая позволит получить целостное представление об объекте исследования, выявить проблемы, их взаимосвязь, сформулировать гипотезу о проблеме.
Гипотеза – это научное предположение об объекте исследования.
Виды гипотез:
1) описательные гипотезы – предположительное описание объекта;
2) объяснительные гипотезы – предположение о причинно-следственных связях в системе;
3) прогнозные гипотезы – предположение о развитии проблемы в будущем.
Виды планов исследования:
1) поисковые (разведывательные) планы – помогают уточнить проблему;
2) описательные (аналитические) планы – служат для проверки описательных гипотез;
3) объяснительные планы - служат для проверки объяснительных гипотез.
В плане обязательно должны содержаться следующие элементы:
· Желаемые результаты исследования;
· Методы исследования;
· Программа исследования;
· Необходимая информация и т.д.
8.Сбор вторичной информации – информация, которая может быть получена из кабинета в результате прочтения литературы, просмотра Интернета и т.д.
9.Сбор первичной информации– осуществляется с помощью таких методов, как: опросы, эксперимент, наблюдение.