Вопрос 1.3. Предмет Общей теории систем и ее место в системе наук
Сравнение системных теорий
Таблица 1.1
Общая теория систем
Кибернетика
Синергетика
Краткое содержание теории
Наука о строении и закономерностях систем различной природы
Наука об управлении и связи в системах различной природы
Наука об универсальных законах эволюции систем различной природы
Предмет
Законы и принципы функционирования систем
Информационные связи и управление
Общие закономерности и этапы процесса самоорганизации систем
Объект
Сложные системы
Сложные динамические системы
Самоорганизующиеся системы
Общий метод
Системный подход и системный анализ; моделирование
Системный подход и системный анализ; моделирование
Системный подход и системный анализ; моделирование
Цель
Раскрытие целостности объекта как системы, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую модель
Формирование принципов и методов управления в различных системах
Выявление общих закономерностей и методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации систем различной природы
Рис. Соотношение между дисциплинами
n Теория систем изучает законы и принципы, относящиеся к системам в целом
n Теория организации изучает все формы организации в природе и обществе
n Кибернетика изучает законы и принципы систем с управлением
В широком смысле, термин «системные исследования» используется для обобщения дисциплин, связанных с изучением и проектированием сложных систем.
Основу системных исследований составляют системный подход и системный анализ.
Системный подход – совокупность методологических принципов, позволяющих рассматривать любой объект как систему.
Принципы системного подхода:
1) при описании объекта как системы каждый ее элемент описывается не как таковой, а с учетом его «места» в целом;
2) исследование системы неотделимо от исследования ее среды;
3) исследование порождения свойств целого из свойств элементов и наоборот: как целое обуславливает развитие отдельных элементов;
4) в системном исследовании недостаточны чисто причинные объяснения функционирования и развития объекта, необходимо исследование целесообразности;
5) источник преобразований системы лежит обычно в ней самой, так как сложные системы характеризуются самоорганизацией и самонастройкой.
Чтобы увидеть целое, необходимо выделить его части.
Системный анализ – совокупность методов, позволяющих реализовать принципы системного подхода.
Методы системного анализа имеют границы, т.е. не всегда нужен системный анализ для определения системы.
Выделяют 4 класса проблемпо характеру их структурности, то есть по степени детерминированности связей между явлениями и процессами:
1. Стандартные (хорошо структурированные) проблемы. Связи здесь строго детерминированы, т.е. изменение фактора – причины ведет к однозначному изменению результативного признака (примеры такой проблемы: определение потребностей в условном топливе для выработки необходимого количества электроэнергии на тепловых станциях, определение количества персонала для выполнения функций при заданной трудоемкости и т. п.).
Для решения таких проблем используются формализованные методы, в частности, методы исследования операций (линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр и т.д.).
2. Структурированные проблемы. В таких проблемах связи носят корреляционный характер высокой степени тесноты. Изменения факторных признаков отражаются в результативном признаке, как правило, с некоторым интервалом «от» и «до», но нередко однозначно (например, определение темпов роста производительности труда в зависимости от динамики его фондовооруженности и энерговооруженности; формирование цен на основе факторов затрат, спроса и цен конкурентов). В основе исследования подобных проблем также лежит применение формальных методов, прежде всего, стохастических.
3. Слабо структурированные проблемы. Их характерной чертой является невысокий уровень тесноты связей. На результативный признак воздействуют многие факторные признаки – причины. Их воздействие отражается в изменениях результативного признака в очень большом интервале значений (пример – определение состава и структуры населения в планируемом периоде). Они и являются основным предметом системного анализа.
4. Неструктурированные проблемы. Связи в такого типа проблемах могут быть установлены только (или почти только) на основе логического анализа. Изменение результативного признака трудно предсказуемо (пример подобной проблемы - развитие науки и техники в долгосрочной перспективе). В неструктуризованных проблемах традиционными являются экспертные и эвристические методы исследования. Их особенность состоит в том, что эксперт собирает максимум информации о решаемой проблеме и на основе интуиции выносит заключения и рекомендации.
Системный анализпредназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных проблем, т. е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен лишь частично. Типичные проблемы такого рода:
а) имеют стратегический и долгосрочный характер;
б) сталкиваются с широким набором альтернатив;
в) зависят от неопределенности внешней и внутренней среды системы.
Области приложения системного анализа можно очертить следующим образом: это задачи, связанные с целеообразованием, анализом целей и функций; задачи определения основных направлений и стратегии развития регионов, отраслей, предприятий и организаций; формирования прогнозов и перспективных планов, целевых комплексных программ; задачи разработки или совершенствования структур; исследование специфических особенностей управления и механизмов обратных связей; определение характера и степени влияния на организацию условий ее функционирования (внешней среды); исследования процессов принятия управленческих решений во всех блоках и элементах системы; исследования эмерджентных свойств и их влияния на функционирование системы и другие сложные задачи.
Одним из наиболее ценных результатов системного анализа является увеличение степени понимания и возможных путей решения сложной проблемы.