Предположим, что цена игры положительна (u > 0). Если это не так, то согласно свойству 6 всегда можно подобрать такое число с, прибавление которого ко всем элементам матрицы выигрышей даёт матрицу с положительными элементами, и следовательно, с положительным значением цены игры. При этом оптимальные смешанные стратегии обоих игроков не изменяются.
Итак,пусть дана матричная игра с матрицей А порядка mх n. Согласно свойству 7 оптимальные смешанные стратегии х = (х1, ..., хm), y = (y1,..., yn) соответственно игроков 1 и 2 и цена игры u должны удовлетворять соотношениям.
(46)
(47)
Разделим все уравнения и неравенства в (46) и (47) на u (это можно сделать, т.к. по предположению u > 0) и введём обозначения:
, ,
Тогда (46) и (47) перепишется в виде :
, , , ,
, , , .
Поскольку первый игрок стремится найти такие значения хi и, следовательно, pi , чтобы цена игрыu была максимальной, то решение первой задачи сводится к нахождению таких неотрицательных значений pi, при которых
, . (48)
Поскольку второй игрок стремится найти такие значения yj и ,следовательно, qj, чтобы цена игры u была наименьшей, то решение второй задачи сводится к нахождению таких неотрицательных значений qj,, при которых
, . (49)
Формулы (48) и (49) выражают двойственные друг другу задачи линейного программирования (ЛП).
Решив эти задачи, получим значения pi, qj и u. Тогда смешанные стратегии, т.е. xi и yjполучаются по формулам :
(50)
Пример. Найти решение игры, определяемой матрицей.
Решение. При решении этой игры к каждому элементу матрицы А прибавим 1 и получим следующую матрицу
Составим теперь пару взаимно-двойственных задач :
Решим вторую из них
Б.п.
q1
q2
q3
q4
q5
q6
Решение
å
Отношение
-1
-1
-1
-3
q4
—
q5
q6
—
Б.п.
q1
q2
q3
q4
q5
q6
Решение
å
Отношение
-1
q4
q3
—
q6
Б.п.
q1
q2
q3
q4
q5
q6
Решение
å
Отношение
q2
q3
q6
Из оптимальной симплекс-таблицы следует, что
(q1, q2, q3) = (0;; 1),
а из соотношений двойственности следует, что
( p1, p2, p3) = (; 1; 0).
Следовательно, цена игры с платёжной матрицей А1 равна