Этот способ применяется для регулирования скорости в азиподных гребных уста-
новках.
Во втором случае каждую из трех фазной обмотки статора выполняют в виде двух одинаковых половин ( катушечных групп ), которые можно переключать с последователь
ного соединения на параллельное.
При таком переключении число полюсов обмотки статора уменьшается в 2 раза, а скорость ротора, наоборот, увеличивается в 2 раза ( см. формулу 8.6 ).
Как следует из принципа действия синхронной машины ( рис.8.11 ), число полюсов обмотки статора и полюсов ротора всегда должно быть одинаковым. Только при этом условии между электромагнитными полюсами статора и явно выраженными ( или неявно выраженными ) полюсами ротора возникает устойчивая связь.
Поэтому, во втором случае, одновременно с переключением катушечных групп в обмотке статора надо переключить катушки возбуждения на полюсах ротора с последова-
тельного их соединения на параллельное. При этом каждая параллельная ветвь будет со-
стоять из половины общего числа катушек.
Например, если ротор имеет 12 полюсов, то при последовательном соединении все 12 катушек образуют только одну ветвь. При переходе на параллельное соединение в каж-
дой параллельной ветви будет по 6 катушек.
Выше было сказано, что на судах синхронные двигатели применяются на электро-
ходах для привода гребных винтов.
На берегу эти двигатели применяются для привода мощных компрессоров на газо-
перекачивающих станциях ( Уренгой – Западная Европа ), а также в качестве синхронных компенсаторов реактивной мощности в энергосистемах, т.е. для повышения cosφ.