Путем соответствующих преобразований из выражения *** можно получить вторую формулу электромагнитного момента 3-фазного асинхронного двигателя [Н*м]
М = к*I' * cosψ *Фм,
где: к – конструктивный коэффициент электродвигателя;
I' - приведенный ток ротора, А;
ψ - угол сдвига по фазе между током ротора и ЭДС ротора, электрические градусы;
Фм – вращающийся магнитный поток обмотки статора.
Физический смысл формулы состоит в том, что электромагнитный момент двигате-
ля пропорционален активной составляющей тока ротора I' = I' * cosψ .
Рис. 4.7. Векторная диаграмма пусковых токов асинхронного двигателя с короткозамкнутым и фазным ротором
Поэтому для получения больших пусковых моментов необходимо при пуске увели
чить активное сопротивление цепи обмотки ротора. Этого достигают применением специальных типов двигателей: с двумя клетками на роторе, с глубоким пазом ротора и
с фазным ротором.
У двигателя с фазным ротором при пуске вводят в цепь ротора пусковые резисторы
Вследствие чего пусковой ток уменьшается, а пусковой момент увеличивается ( рис. *** ).
Как следует из рис. 4.7, вращающийся магнитный поток Ф индуктирует в об
мотке ротора Е' ,отстающую от потока на 90º ( т.е. на четверть периода переменного тока ).
При пуске частота тока в неподвижном роторе имеет максимальное f = 50 Гц . Индуктивное сопротивление обмотки ротора х = 2π*f *L ≡ f и имеет максималь-
ное значение из-за большой частоты. Поэтому ток I носит индуктивный характер и отстаёт от ЭДС Е' на угол ψ , близкий к 90º .
Спроектируем конец вектора I' на вектор Е' и получим прямоугольный треуголь
ник ОАВ, в котором вектор ОВ = I * cosψ . Этот вектор совпадает по фазе с ЭДС Е' и поэтому он и есть активная составляющая тока ротора I .
Из диаграммы следуют два вывода:
1. пусковой ток двигателя велик ( вектор ОА ), на практике I = ( 4…7 ) I ;
2. тем не менее активная составляющая тока I ( вектор ОВ ) невелика.
Таким образом, диаграмма на рис. 1.41, подтверждает плохие пусковые свой-
ства асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором: при большом пусковом токе такой двигатель имеет небольшой пусковой момент.
При пуске асинхронного двигателя с фазным ротором введение резисторов в каж
дую фазную обмотку ротора уменьшает пусковой ток I ( вектор ОА' ) и делает его практически активным ( угол ψ' близок к нулю, т.е. пусковой ток практически совпа
дает с ЭДС Е' ). Поэтому увеличивается его активная составляющая ( вектор ОВ' ) , а значит, и пусковой момент.
Таким образом, диаграмма на рис. 4.7 подтверждает хорошие пусковые свой
ства асинхронного двигателя с фазным ротором: при малом пусковом токе такой двига
тель имеет большой пусковой момент.
§ 4.4. Способы пуска 3-=фазных асинхронных двигателей
Для пуска асинхронных электродвигателей переменного тока применяют два способа: