При прямом пуске двигатель включается непосредственно в сеть ( рис. 4.8 )
Рис. 4.8. Схема прямого пуска асинхронного двигателя
При прямом пуске пусковые токи превышают номинальный, в зависимости от типа двигателя, в 4…7 раз. Такие токи вызывают провалы напряжения в судовой сети. Это приво
дит к резкому уменьшению электромагнитного момента асинхронных двигателей, т.к. этот момент пропорционален квадрату напряжения сети.
Например, при снижении напряжения на 15%, т.е до значения U' = 0,85Uн, что допускается Правилами Регистра, электромагнитный момент двигателя уменьшится до значения
При таком уменьшении момента возможны три варианта последствий:
1. двигатель понизит скорость, что вызовет увеличение тока статора и последующее отключение двигателя защитой от токов перегрузки ( тепловой защитой );
2. двигатель остановится и перейдет в режим стоянки под током, что вызовет увели
чение тока статора и последующее отключение двигателя защитой от токов перегрузки
( тепловой защитой ). Такое характерно для двигателей насосов и вентиляторов;
3. двигатель остановится, после чего сразу же реверсирует и станет разгоняться в обратном направлении, что может привести к аварии. Такое характерно для двигателей
грузоподъемных механизмов и якорно-швартовных устройств.
Кроме того, при глубоких провалах напряжения возможно массовое отключение
электродвигателей нулевой защитой ( по напряжению ).
Для двигателей, у которых пусковой момент меньше номинального, должны быть приняты меры для уменьшения статического момента механизма на время пуска. Напри-
мер, при пуске насоса клапан на всасывающей магистрали должен быть открыт частично, тогда подача насоса при пуске будет меньше номинальной.
Поэтому Правила Регистра допускают прямой пуск двигателей такой мощности, что
бы провал напряжения был не более 15% от U н ( т.е. напряжение в сети 380 В при пуске не должно быть меньше U' = 0,85 U = 0,85*380 = 323 В ).