Рис. 3.9. Реостатный пуск двигателя: а – схема пуска; б – пусковая диаграмма
При пуске замыкаются контакты К1 и К2, контакт К3 разомкнут. Через контакты К1 и К2 на обмотку якоря «А» и параллельную обмотку возбуждения «L» подается пита-
ние сети, а через разомкнутый контакт КМ3 в цепь обмотки якоря вводится пусковой рези
стор R , поэтому полное сопротивление обмотки якоря увеличивается до значения
( R + R ).
Двигатель развивает пусковой ток
I = I = ≤ 2,5 I
На электромеханической характеристике ω( I ) двигатель переходит из точки «0» в
точку «А», после чего начинает разгоняться по участку «АВ» характеристики.
В точке «В», при токе I ( обычно I = 1,1…1,2 I ) контакт К3 замыкается, вслед-
ствие чего двигатель с броском тока переходит из точки «В» в точку «С» и далее продол-
жает разгоняться до точки «D», в которой наступит установившийся номинальный режим.
Бросок тока при переходе точки «В» в тоску «С» объясняется тем, что при замыка-
нии контакта К3 сопротивление цепи обмотки якоря скачком уменьшается от значения
( R + R ) до значения R .
Рассмотренная схема пуска была упрощена ( для облегчения понимания процесса пуска ) тем, что для пуска использовалась одна ступень пускового резистора.
На практике для ручного пуска применяют пусковые реостаты ( отсюда название этого способа – реостатный ), имеющие несколько ступеней.
Перед пуском маховичок реостата должен быть повернут влево до упора, при пус-
ке его поворачивают по часовой стрелке, постепенно выводя ступени пускового резистора из цепи обмотки якоря двигателя ). Сам процесс пуска не должен превышать 6…8 с.
Нельзя оставлять маховичок реостата в промежуточном положении, при котором
в цепи обмотки якоря останутся ступени пускового реостата, т.к. они сгорят.
Эти ступени рассчитаны лишь на кратковременное протекание через них пускового тока.