При прямом пуске двигатель включается непосредственно в сеть ( рис. 104 ), для
чего вручную ( при ручном управлении ) или при помощи аппаратуры ( при автоматизиро-
ванном пуске ) замыкают контакты К1 и К2..
Рис. 3.8. Прямой пуск двигателя: а – схема пуска; б – пусковая диаграмма
При этом ток I, потребляемый двигателем из сети, в точке «А» разделяется на 2 то-
ка: ток обмотки якоря I и ток обмотки возбуждения I . В точке «В» эти два тока сое-
диняются. Следовательно, через каждый из контактов, К1 и К2, протекает один и тот же ток I.
По Правилам Регистра, прямой пуск электродвигателей допускается при условии, что номинальная мощность двигателя не превышает 0,5 кВт, т.е. Р ≤ 0,5 кВт.
Такое ограничение мощности объясняется тем, что при прямом пуске пусковой ток
якоря двигателя превышает номинальный в десятки раз. При этом обмотка якоря двигате-
ля сгорает. Объясним это на примере.
Пусть электродвигатель имеет такие данные: напряжение U = 220 В, номинальная противоЭДС обмотки якоря Е = 210 В, сопротивление обмотки якоря двигателя R =
= 1 Ом.
Тогда номинальный ток якоря
I = = = 10 А.
При пуске скорость якоря ω = 0, поэтому противоЭДС обмотки якоря
Е = сωФ = с*0*Ф = 0
( с – конструктивный коэффициент, величина постоянная, ω – угловая скорость якоря, Ф – магнитный поток, созданный параллельной обмоткой возбуждения L ).
Тогда пусковой ток якоря
I = = = = 220 А.
Таким образом, пусковой ток якоря I = 220 А превышает номинальный I =
= 10 А в 22 раза, что недопустимо.
Сказанное подтверждается графиком электромеханической характеристики двига-
теля ω ( I ) на рис. 3.8, б. При пуске двигатель переходит из точки «0» ( начало координат ) в точку «А», в которой пусковой ток I ( отрезок «ОА» ) гораздо больше номинального.
После пуска двигатель начнет разгоняться, в обмотке якоря появится и станет уве-
личиваться противоЭДС обмотки якоря ↑Е = с↑ωФ, а ток якоря – уменьшаться.
Процесс пуска прекратится в точке «В», в которой скорость якоря и ток якоря име-
ют номинальные значения: ω = ω , I = I .
Из сказанного следует, что причина больших пусковых токов – отсутствие противо
ЭДС обмотки якоря в момент пуска, когда якорь неподвижен (ω= 0→ Е = сωФ = с*0*Ф =0 ).
Такие токи вызывают ухудшение коммутации вплоть до возникновения кругового огня на коллекторе, а также приводят к провалам напряжения сети, нарушающим нормаль
ную работу остальных приемников электроэнергии
Допускаемые по условиям коммутации значения пусковых токов не должны превы
шать номинальный более чем в 2,5 раза, т.е. не должно нарушаться соотношение
I ≤ 2,5 I ( 2.16 )
Выясним, как можно уменьшить пусковые токи.
Как следует из формулы пускового тока якоря
I = , ( 2.17 )
его можно уменьшить двумя способами:
1. увеличить знаменатель, т.е. увеличить при пуске сопротивления цепи обмотки
якоря ( реостатный пуск );
2. уменьшить числитель, т.е. уменьшить при пуске напряжение на обмотке якоря
( этот способ применяется в системе генератор-двигатель и рассмотрен ниже ).