Реостатным называется регулирование скорости путём введения резисторов в цепь обмотки якоря ( рис. 3.10 ).
Рис. 3.10. Схема включения ( а ) и механические характеристики двигателя
параллельного возбуждения при реостатном регулировании
При объяснении каждого способа регулирования принимается, что до начала регу-
лирования двигатель работет на естественной механической характеристике со скоростью ω и развивает электромагнитный момент М .
Пусть двигатель работает на естественной механической характеристике со скоро-
стью ω . При этом ЭДС обмотки якоря, ток якоря и электромагнитный момент имеют номинальные значения, а именно: Е = k ω Ф, ток якоря I = ( U - E ) / R , М =
= k I Ф = М ( М - статический момент механизма).
При размыкании контакта контактора ускорения КУ1 в цепь якоря вводится первая ступень резистора г , по инерции скорость скорость и ЭДС, пропорциональная скорости, не изменяются, но ток скачком уменьшается до значения I = ( U - E ) / ( R + r ).
Уменьшение тока приводит к уменьшению момента двигателя до значения М . Таким образом, прежнее равновесие между вращающим моментом двигателя М и тормоз-
ным моментом механизма M нарушилось: тормозной момент стал больше вращающе-
го. Поэтому скорость двигателя начинает падать.
Уменьшение скорости со вызовет уменьшение ЭДС Е = k*Ф* ω, поэтому ток яко-
ря и электромагнитный момент М увеличиваться.
По достижении скорости ω возрастающий электромагнитный момент двигателя М уравняется со статическим M , наступит установившийся режим работы с постоянной скоростью ω ( т.е. скорость двигателя перестанет увеличиваться ).
Этот режим будет сохраняться до тех пор, пока не разомкнётся контакт второго контактора ускорения КУ2, вводя дополнительно в цепь якоря вторую ступень резистора г . Далее процесс повторяется и заканчивается в точке со скоростью ω .
Таким образом, реостатное регулирование изменяет скорость двигателя вниз от основной, причём с увеличением сопротивления резисторов скорость падает.
Регулирование неэкономично из-за больших тепловых потерь в резисторах. Тем не менее этот способ регулирования - основной в электроприводах якорно-швартовных и грузоподъёмных механизмов на постоянном токе.