Ослабление магнитного потока применяют для регулирования скорости двигателя вверхот номинальной, что ограничивает применение этого способа регулирования.
Для ослабления потока регулировочный резистор включают последовательно в цепь параллельной обмотки возбуждения ( рис. 3.6, а ).
При таком включении резистора ток в параллельной обмотке уменьшается, отсюда название способа – «регулирование ослаблением магнитного потока».
Рис. 3.6. Схема двигателя независимого возбуждения ( а ) и его механи-
ческие характеристики ( б ) при введении резистора в цепь параллельной обмотки возбуждения ; 1 – естественная механическая характеристика, 2 - искусственная механическая характеристика
Ослабление потока приводит к увеличению как скорости идеального холостого хода перепада скорости
ω = ,
так и к еще большему изменению перепада скорости
Δω = .
Приведем пример.
Пусть магнитный поток ослаблен в 2 раза, т.е. до значения Ф' = 0,5 Ф.
Тогда новое значение скорости идеального холостого хода составит
ω' = = = = 2 = 2 ω ,
т.е. увеличится в 2 раза.
Новое значение перепада скорости составит
Δω' = = = = = 4 Δω,
т.е. увеличится в 4 раза.
На рис. 3.6, б естественная механическая характеристика 1 построена призвольно, но искусственная механическая характеристика 2 построена по результатам приведен
ного примера.
Как следует из сравнения характеристик 1 и 2:
1. искусственная характеристика 2 располагается выше естественной 1;
2. наклон искусственной характеристики больше, чем естественной.
Поэтому ослабление магнитного потока привело к увеличению скорости двигателя.
Действительно, как следует из рис. 3.6, б, скорость двигателя в точке В больше,
чем в точке А.
Недостатки этого способа регулирования скорости:
1. при ослаблении потока скорость изменяется только вверх от номинальной;
2. максимальное увеличение скорости по отношению к номинальной – не более
20…30%;
3. при ослаблении магнитного потока в n раз ток якоря увеличивается во столько же раз.
Докажем последнее утверждение.
Как следует из рис. 3.6, б, электромагнитный момент двигателя в точках А и В имеет одинаковое значение, т.е. М = М .
При этом М = kI Ф , а М = k Ф .
Поскольку в выражениях моментов одинаковы левые части, можно приравнять правые:
kI Ф = k Ф .
После сокращения на k обеих частей получим:
I Ф = Ф ,
откуда отношение токов окажется обратно пропорционально отношению потоков:
= .
Если воспользоваться последним соотношением для приведеного выше примера, то можно показать, что при ослаблении потока в 2 раза ( точка В ) ток якоря двигателя возрос в 2 раза:
I = I = I = I = 2 I .
Область применения на судах: ограниченная, для получения высоких скоростей пе-
ремещения холостого гака в электроприводах ГПМ и холостого швартовного каната в эле-
ктроприводах ЯШУ.
Иначе говоря, этот способ регулирования можно применять при небольших нпгруз-
ках на валу двигателя. При таких загрузках ослабление магнитного потока приведет к уве-
личению тока якоря, но увеличенное значение тока будет все равно меньше номінально-