Любое изменение статического момента механизма ( т.е. механической нагрузки на валу рабочего органа электропривода ) автоматически приводит к такому же изменению электромагнитного момента двигателя в результате возникающего при этом процесса саморегулирования электродвигателя.
Под саморегулированием понимают автоматическое изменение электромагнитного момента двигателя вследствие изменения момента механизма.
Рассмотрим процесс саморегулирования двигателя постоянного тока при помощи логической цепочки:
М ↑→ ω ↓→ Е = с ω Ф↓→ I = ↑→М = с I Ф↑ ( 9 )
↑_____________________________________________↑
( причина ) ( следствие )
Словами: при увеличении механической нагрузки на валу ( механического момен-
та ) скорость электродвигателя ω , а значит, значение противоэлектродвижущей силы обмотки якоря двигателя Е = с ω Ф уменьшаются, что приводит к увеличению тока якоря двигателя I = и его электромагнитного момента М = с I Ф.
Сравнивая начало логической цепочки ( увеличение механического момента ) и её конец ( увеличение электромагнитного момента двигателя ), можно сделать вывод: