Мера инерционности вращающихся тел характеризуется моментом инерции тела
( кгм )
J = m*ρ ( 25 ),
где m – масса тела, кг;
ρ – так называемый приведенный радиус инерции, м ( рис. 10 ).
Рис. 1.10. Приведенный радиус инерции: О – ось вращения тела; А – точка, в которой условно сосредоточена масса тела; ρ - приведенный радиус инерции
Пусть масса вращающегося тела условно сосредоточена в точке А ( приведена к точке А ).
Тогда приведенным радиусом инерции называется расстояние от оси вращения тела О до точки А.
Пример №10.
Найти момент инерции тела, если его масса m = 10 кг, а приведенный радиус инерции ρ = 60 см.
Решение
Момент инерции тела
J = m*ρ = 10*0,6 = 3,6 кгм .
В последующих практических расчетах ( см. ниже ) приходится использовать значе
ния моментов инерции якорей и роторов электродвигателей. Эти значения не рассчитыва-
ются, а выбираются из справочников. Например, момент инерции ротора асинхронного электродвигателя типа 4АА56А2ОМ2 мощностью 0,18 кВт ρ = 0,00018 кгм , а двигателя
типа 4А160М2ОМ2 мощностью 18,5 кВт ρ = 0,053 кгм , т.е. в 300 раз больше.
Момент инерции вращающихся частей электропривода оказывает значительное влияние на время переходных процессов, например, время пуска и торможения электро-
привода.
Чем больше это время, т.е. чем медленнее разгоняется и тормозится электропривод, тем его производительность меньше. Например, чем медленнее работают судовые грузо-
вые лебедки, тем судно дольше стоит в порту, тем хуже экономические показатели такого судна. Ведь основное назначение судна – перевозка грузов.
Ниже будут рассмотрены способы уменьшения времени переходных процессов
электроприводов.