Различают два вида статических моментов: активные ( потенциальные ) и реактив-
ные.
Активным называют момент, который вне зависимости от направления движения всегда действует в одну сторону. Такой момент создают, например, масса поднятого груза, силы упругости предварительного сжатых, растянутых или скрученных упругих тел и др.
В системе координат ω ( М ) связь угловой скорости ω и статического момента М
показана при помощи вертикальной линии, проходящей через 1-й и 4-й квадранты ( рис.
4, а ).
Рис. 1.4. Активный ( а ) и реактивный ( б ) статический моменты
Действительно, если считать, что активный момент создан подвешенным грузом,
то статический момент М = GR = const ( G – вес груза, R – радиус барабана лебедки ).
Он имеет одно и то же значение при любой скорости, в том числе при скорости, равной нулю.
Кроме того, направление этого момента не зависит от направления перемещения груза ( вверх или вниз ), что объясняется тем, что действие силы тяжести груза также не зависит от того, поднимают или опускают груз. Как известно, сила тяжести всегда направ
лена к центру Земли.
Реактивнымназывают момент, возникающий как реакция среды на движение электромеханической системы. Поэтому он действует только во время движения и всегда
навстречу ему. Поэтому при изменении направления движения реактивный момент изме-
няет направление действия и во всех случаях будет тормозным ( отрицательным ).
Такой момент создают силы трения, например, трение крыльчатки вентилятора о воздух, трение шестерней в редукторе и т.п.
В системе координат ω ( М ) связь угловой скорости ω и статического момента М
показана при помощи вертикальных линий, проходящих через 1-й и 3-й квадранты ( рис. 4, б ).
В общем случае статический момент представляет собой алгебраическую сумму
моментов во всех частях рабочей машины. Если в электроприводе вентилятора статиче-
ский момент создается только в результате трения крыльчатки о воздух и имеет реактив-
ный характер, то в электроприводе лебедки действую одновременно два момента – актив-
ный, созданный подвешенным грузом, и реактивный, созданный силами трения в редук-
торе и в самом двигателе.
Поэтому в общем случае статический момент механизма находится как алгебраиче
ская сумма реактивного и активного моментов, т.е.
М = ±М ± М ( 10 ).
В зависимости от выполняемой электроприводом операции каждый из них может быть как движущим, так и тормозным.
Движущими или положительными называют моменты, направленные в сторону движения и вызывающие или способствующие ему.
Тормозные или отрицательные моменты направлены навстречу движению и пре-
пятствуют ему.
Рассмотрим взаимодействие электромагнитного и статического моментов на приме
ре электропривода лебедки в таких характерных режимах: