В состав каждого электропривода входит рабочая машина, например, насос, грузо-
вая лебедка, рулевая машина и т.п.
Каждая такая машина имеет рабочий орган, предназначенный для выполнения полезной работы. К рабочим органам относят: у насоса - крыльчатку , у грузовой лебедки – грузовой барабан с крюком для подвески груза ( гак ), у поршневого компрессора – поршень, у рулевого устройства - перо руля и т.п.
Таким образом, при работе электропривода привода к валу электродвигателя приложены три момента:
1. электромагнитный момент самого двигателя;
2. момент, создаваемый рабочим органом;
3. момент, создаваемый передаточным устройством ( если оно есть в составе электропривода ).
Например, в электроприводе вентилятора к валу электродвигателя приложены 2 момента:
1. вращающий момент электродвигателя;
2. тормозной момент крыльчатки, насаженной на вал электродвигателя.
В электроприводе лебедки при подъеме груза к валу электродвигателя приложены 3 момента:
1. вращающий момент электродвигателя;
2. тормозной момент на грузовом барабане, созданный подвешенным грузом;
3. тормозной момент, созданный силами трения во всех элементах привода – подшипниках и шестернях. При этом основную часть этого момента создают силы трения в шестернях редуктора.
В зависимости от режима работы электропривода, число моментов может быть разным.
Например, при работе лебедки в режиме холостого хода ( без груза ) к валу электро
двигателя приложены только два момента из перечисленных выше, а именно: вращающий момент электродвигателя и тормозной момент, созданный силами трения во всех элемен
тах привода.
Если лебедка поднимает груз, к этим двум моментам добавляется третий - тормоз
ной момент на грузовом барабане, созданный подвешенным грузом.
В теории электропривода статическим называют момент, созданный рабочей машиной, т.е. ее рабочим органом и передачей ( если она есть ).
Важно подчеркнуть, что статический момент имеет чисто механический характер.
Кроме статических, в механических частях электропривода могут возникать и т.н. динамические моменты, появляющиеся при изменении скорости электропривода, например, при пуске, остановке, переходе с одной скости на другую и т.п.