Теория электропривода – одно из направлений электротехники, предназначенное для изучения электромеханических свойств электродвигателей во всех режимах работы электроприводов.
Теория электропривода рассматривает следующие вопросы:
1. механика электропривода;
2. электромеханические свойства двигателей постоянного тока;
3. электромеханические свойства двигателей переменного тока;
4. переходные процессы в электроприводах;
5. расчет и выбор электродвигателей для механизмов и устройств
6. основы управления электроприводами.
Без применения теории электропривода не может быть рассчитан, а затем и изго-
товлен ни один из электроприводов.
Например, при выполнении расчета электропривода судовой грузовой лебедки при-
меняется такая последовательность расчета:
1. расчет мощности электродвигателя лебедки и его выбор из каталогов;
2. проверка выбранного двигателя на перегрузку по току и опрокидывание.
3. разработка схемы управления электроприводом лебедки;
4. расчет и выбор аппаратуры управления электроприводом лебедки;
При этом на каждом из этих 4-х этапов будут использоваться соотношения ( форму
лы, уравнения и пр. ), полученные в теории электропривода.
Судовые электромеханики не рассчитывают, а эксплуатируют «готовый» электро-
привод.
Однако и здесь твердое знание теории электропривода позволяет быстро найти и устранить неисправность в его работе, обеспечить его безопасную и экономичную эксплу-
атацию. Кроме того, знания теории электропривода могут пригодиться на приемке судна, а также при его модернизации, в ходе которой приходиться заменять ранее установленные электроприводы на более мощные или более современные.
При этом следует учесть, что при простое судна у причала по вине экипажа ( напри
мер, электромеханик не может найти и устранить неисправность электропривода лебедки ) портовые власти накладывают на судно большие денежные штрафы. Например, в порту
Матанзас ( Куба ) час простоя судна у причала по вине экипажа «стоит» $2500.
Разработка и внедрение судовых электроприводов невозможно без работ учёных в области теории электропривода.
Приоритет в создании теории электропривода как специальной отрасли приклад-
ных знаний принадлежит ученым нашей страны.
Основы теории электропривода изложил русский электротехник Д. А. Лачинов в .своем труде «Электромеханическая работа», опубликованном в первых номерах журнала «Электричество» в 1880 г.
Большой вклад в развитие теории электропривода внесли многие другие ученые. Первый систематизированный труд по теории электропривода — «Электрическое распределение механической энергии» — опубликовал в 1925 г. профессор Ленинград
ского электротехнического института С. А. Ринкевич.
В последующие годы появились фундаментальные работы В. К. Попова, Р. Л. Аро-
нова, А. Т. Голована и других по общей теории электропривода.
В области судового электропривода фундаментальные работы выполнили В. И. Полонский, Н. М. Хомяков, В. В. Тихонов, И. Р. Фрейдзон и другие.