Электроприводы классифицируются ( различаются ) по нескольким признакам.
Рассмотрим основные признаки.
По области применения различают 2 вида электроприводов:
1. береговые;
2. судовые.
По роду тока различают 3 вида электроприводов:
1. постоянного тока;
2. переменного тока;
3. двойного рода тока.
В последних исполнительный электродвигатель постоянного тока получает пита
ние от судовой сети переменного тока через управляемый выпрямитель. Такие установки применяются, в основном, на электроходах – транспортных судах, ледоколах, буксирах и т.п.
Переход судовых электроприводов на переменный ток завершился в начале 60-х
годов 20 столетия. Это стало возможным после начала производства ( в б. СССР ) элек-
трических машин , предназначенных специально для работы на судах. Такие электриче-
ские машины называют машинами морского исполнения, в отличие от машин нормально
го исполнения, предназначенных для работы на берегу.
По способу передачи энергии от электродвигателя к механизму различают 3 вида
электроприводов:
1. групповой;
2. одиночный;
3. многодвигательный.
Групповым называют электропривод, в котором один электродвигатель приводит в
движение несколько исполнительных механизмов. Пример: токарный станок, в котором электродвигатель вращает патрон с заготовкой и одновременно перемещает суппорт стан-
ка с бабкой, в которой зажат резец. Суппорт при этом движется поступательно ( влево – вправо ) вдоль станины станка. На судах групповые приводы применяются крайне редко.
Одиночным называют электропривод, в котором электродвигатель приводит в движение только один исполнительный механизм. Пример: электропривод насоса или вентилятора, в котором крыльчатка насажена непосредственно на вал электродвигателя.
Многодвигательным называют электропривод, в котором несколько электродвига
телей совместно работают на общий вал. Пример: привод платформы механизма поворота мощного экскаватора, в котором электродвигатели включаются в разных сочетаниях, бла-
годаря чему обеспечивается равномерное распределение статических и динамических нагрузок при повороте платформы.
Многодвигательные электроприводы используются на специализированных судах, например, плавучих буровых вышках и др.
По степени автоматизацииразличают 3 вида электроприводов:
1. неавтоматизированные;
2. автоматизированные;
3. автоматические.
Внеавтоматизированном электроприводе человек участвует на всех стадиях
управления электроприводом. Пример: электропривод вентилятора, управляемый при помощи поста управления с двумя кнопками «Пуск» и «Стоп». Оба действия – пуск и остановка, выполняет человек путём нажатия соответствующей кнопки.
В автоматизированном электроприводе функции управления разделены между человеком и управляющим устройством. Обычно человек задаёт программу работы электропривода, остальное же выполняет управляющее устройство.
бёдчик ) резко перевёл рукоятку командоконтроллера из нулевого положения сразу в 3-е в направлении «Подъём». Двигатель при этом включится не на 3-й скорости, а на 1-й, что позволит избежать поломки редуктора, а далее разгон электродвигателя произойдёт посте-
пенно, с задержкой при переходе с 1-й скорости на 2-й, а затем со 2-й к 3-ю. Эту задержку обеспечивают два реле времени, входящие в состав управляющего устройства.
В автоматическомэлектроприводе роль человека сводится лишь к наблюдению за работой электропривода.
Пример: автоматический рулевой. На начальном этапе участие человека заключает-
ся в подаче питания на рулевой электропривод ( электромеханик ) и в выведении судна на требуемый курс, например, при помощи штурвала ( рулевой матрос или вахтенный помощ
ник капитана ). После этого на тумбе управления рулевым электроприводом ( мостик ) переключатель видов управления устанавливают в положение «Автомат». В зависимости от условий плавания, такой режим может длиться от нескольких часов до нескольких десятков суток.
По возможности изменения скорости различают 2 вида электроприводов:
1. нерегулируемый, не предусматривающий изменение скорости;
2. регулируемый, имеющий 2 и более скоростей.
Пример нерегулируемого электропривода: электропривод вентилятора, управление
которым состоит только в пуске и остановке, а скорость не регулируется.
Примеры регулируемого электропривода: 1. электропривод грузовой лебёдки с 3-мя скоростями ; 2. электропривод якорно-швартовного устройства с 6-ю скоростями.
По возможности изменения направления вращенияразличают 2 вида электро-
приводов:
1. нереверсивный;
2. реверсивный.
Пример нереверсивного электропривода: электропривод вентилятора, управление
которым состоит только в пуске и остановке, а направление вращения не изменяется.
Примеры реверсивного электропривода: 1. электропривод грузовой лебёдки с 2-мя режимами: «подъём» и «спуск» ; 2. электропривод якорно-швартовного устройства с 2-мя режимами: «травить» и «выбирать».
По назначению различают 5 видов судовых электроприводов:
1. рулевые;
2. якорно-швартовные ( брашпили и шпили, АШЛ );
3. грузоподъёмные ( грузовые лебёдки и краны, лифты );
Рулевые устройствапредназначены для управления направлением движения суд-
на.
Якорно-швартовные устройства предназначены для перемещения якорного кана-
та с якорь-цепью или ( и ) швартовного каната.
Автоматические швартовные лебедки предназначены для поддержания постоян-
ного натяжения швартовного каната при стоянке судна у причала или перемещения швар-
товного каната при швартовных операциях. При стоянке у причала АШЛ работает в авто
матическом режиме, при швартовных операциях – в режиме ручного управления.
Грузоподъемные механизмы предназначены для перемещения грузов при погруз-
ке-выгрузке судна.
Судовые нагнетатели предназначены:
1. вентиляторы - для перемещения воздуха;
2. насосы – для перемещения рабочей жидкости ( воды, топлива, масла и т.п. );
3. компрессоры – для сжатия газа, например, воздуха.
Подруливающие устройства предназначены для повышения манёвренности су-
дов. С их помощью судно может перемещаться лагом ( бортом ) и даже совершать полный оборот на месте. Такие устройства применяют на обычных транспортных судах, а также на судах – паромах.
Системы кренования и дифферента предназначены для освобождения корпуса судна, зажатого во льдах и придания корпусу судна необходимой осадки. Их применяют на ледокольных судах.
Системы успокоителей качки предназначены для уменьшения амплитуды крена судна. Их применяют, в основном, на пассажирских судах и морских паромах, в условиях, когда качка ( без применения системы ) достигает 35…40º.
Системы откренивания судна предназначены для выравнивания крена грузовой палубы. Их применяют на судах с горизонтальным способом погрузки ( суда типа ро-ро ). Применение этих систем повышает безопасность грузовых операций, в ходе которых не-
равномерная загрузка техники на разные борта может вызвать недопустимый крен судна.
Автоматические буксирные лебедки предназначены для автоматического под-
держания постоянного усилия в буксирном тросе. Их применяют на специализированных судах – буксирах, ледоколах.
При увеличении натяжения троса лебедка автоматически включается и потравлива-
ет трос до тех пор, пока усилие в нем не уменьшится до заданного. При уменьшении натя-
жения троса лебедка так же автоматически включается и набивает его до заданного уси-