На судах статические тиристорные преобразователи частоты применяются в элек-
троприводах переменного тока. К таким электроприводам относятся:
1. грузоподъёмные тяжеловесные устройства на специализированных судах – контейнеро- и лихтеровозах;
2. гребные электрические установки на судах с электродвижением.
Электродвигательноеустройство предназначено для преобразования электриче-
ской энергии в механическую или, в некоторых системах судовых электроприводов
( система генератор – двигатель ), механической энергии в электрическую.
К электродвигательным устройствам относят электродвигатели постоянного и пере
менного тока, а также универсальные ( переменно-постоянного тока ). Последние нашли на судах ограниченное применение, в основном, в электроприводах небольшой мощности ( до 250…300 Вт ).
На современных судах основным типом электродвигателей являются асинхронные.
Передаточное устройство предназначено для передачи механической энергии от электродвигателя к исполнительному органу механизма.
К передаточным устройствам относят механические, гидравлические и другие передачи.
Передаточные устройства применяют в грузоподъёмных, якорно-швартовных и ру-
левых и др. механизмах
Например, в электроприводе грузовой лебёдки передаточным устройством являет
ся редуктор, расположенный между электродвигателем и грузовым барабаном лебёдки.
В электрогидравлическом рулевом электроприводе передаточным устройством яв-
ляется гидравлическая рулевая машина, расположенная между электродвигателем, враща
ющим гидронасос, и баллером руля.
В электроприводе поршневого компрессора передаточным устройством является кривошипно-шатунная передача, расположенная между электродвигателем и поршнем компрессора. С ее помощью вращательное движение вала электродвигателя преобразуется в поступательное движение поршня внутри цилиндра.
Простейшие по устройству электроприводы, например, вентиляторы и центро-
бежные насосы, не имеют передаточного устройства, т.к. у них крыльчатка насажена непосредственно на вал электродвигателя.
Управляющееустройство предназначено для управления преобразовательным
электродвигательным и передаточным устройствами.
При помощи управляющего устройства задают необходимый режим работы всего электропривода, например, пуск, остановку, реверс, изменение скорости и др.
Например, в электроприводе грузовой лебёдки управляющее устройство состоит из командоконтроллера ( с рукояткой управления ) и станции управления, внутри корпуса которой находятся коммутационные и защитные электрические аппараты – контакторы, реле, предохранители и др.
В сложных современных судовых электроприводах составной частью управляю-
щего устройства являются бортовые компьютеры, которые получают информацию от задатчиков и датчиков обратной связи и вырабатывают сигналы управления в соответ-
ствии с заданными алгоритмами ( программами ).
При этом, в качестве задатчиков используются потенциометры, связанные с рукоят
ками управления тремя механизмами крана ( подъём, поворот, стрела ), в качестве дат-
чиков – большое количество чувствительных элементов, измеряющих вес груза, давление в системе гидравлики, силу тока, определяющих положение рабочих органов перечислен-