Режим типа разгон-торможение с последующей паузой (треугольный вид),
где tp – время разгона, tт – время торможения.
Такими режимами характеризуются приводы с короткими циклами работы.
Более общим является режим, характеризующийся трапециевидной формой закона движения, имеющий участок разгона, участок стабильной скорости движения, участок торможения и участок паузы.
Циклы работы привода могут повторяться через определённое время, называемое временем паузы tп.
Направление движения может меняться в реверсивных приводах.
Время разгона и время торможения соответствует динамическим режимам работы привода, в которых обеспечиваются необходимые ускорения движущихся частей.
При вращающемся движении ускорения соответствуют первой производной от угловой скорости по времени при линейном перемещении:
Динамические режимы привода обеспечиваются приводными электродвигателями и конструкцией электропривода, включающей или не включающей различные промежуточные преобразователи.
Наиболее часто используются схемы передачи с редуктором типа:
Во многих случаях работы электропривода требуется обеспечить кратчайшее время разгона рабочего или выходного вала: tp – min и tт – min.
Это достигается выбором оптимального передаточного числа редуктора i и может быть определено, как .
Будем считать заданными величины моментов инерции на рабочем валу Jc и ротора двигателя Jg, статического момента Мс и момента двигателя Мd, действующего во время разгона. Будем считать все эти величины постоянными и не зависящими от скорости вращения. Эти допущения соответствуют действительности практически для всех двигателей.
Для выбора оптимального передаточного числа положим КПД η=1. При заданной скорости рабочего вала ωс выбирают двигатель той или иной мощности Рd=Мd*ωd, ωd – скорость двигателя.
Тем самым определяется передаточное число , что влияет на условие пуска.
Если увеличивать i, то это приведет приведет к увеличению движущего момента на рабочем валу Мd’=Md*i, что приводит к увеличению момента инерции двигателя .
Оптимальное передаточное отношение обеспечивает минимальное время пуска.
Вместо условий для минимального времени пуска tпmin можно искать условия для максимального начального ускорения рабочего вала .
Уравнение движения для рабочего вала:
(11)
откуда ускорение выразится в виде
(12)
Так как находится оптимальное передаточное отношение, то переменной является i, при которой достигается максимальное . Найдя производную правой части по I и приравняв ее к нулю получим, что
(13)
Обозначим и , после чего можем записать
(14)
При нахождении оптимального передаточного отношения, обеспечивающего минимальное tп, можно воспользоваться примерно теми же формулами:
(15)
Для приводов с короткими циклами с треугольным графиком при условии, что моменты двигателя при разгоне и торможении одинаковы и равны Md, суммарное время разгона и торможения определяется следующим образом:
(16)
Из этого выражения можно найти для треугольной тахограммы:
(17)
В более простом виде приближенно можно записать, что треугольной тахограммы
Если известны и , то можно воспользоваться выражением
(18)
Для электроприводов с относительно небольшим статическим моментом Мс и с преобладающими инерционными массами можно воспользоваться приближенной формулой
(19)
При оптимальном передаточном отношении инерционные массы ведущего и ведомого валов становятся равными, то есть или .
Если , то для кинетической энергии можно записать, что .
То есть запасы кинетической энергии на рабочем валу и на валу двигателя равны между собой. Если Мс мало, то из (12) следует:
(20)
или (21)
В литературе показано, что максимальное ускорение на выходном валу имеет одинаковые выражения как для частного случая , так и для общего .
Кроме того показано, что при заданных величинах Jc и Mc на валу нагрузки максимальное ускорение на выходном валу зависит исключительно от величины , то есть только от отношения номинального момента выбранного двигателя к квадратному корню из момента инерции ротора.
Это позволяет при сравнении двигателей выбрать такой, который обеспечивает наибольшее ускорение.
В практике проектирования электроприводов с преобладающим динамическим режимом работы иногда пользуются, так называемой, динамической характеристикой или динамическим коэффициентом качества электропривода, под которым понимают отношение , представляющее ни что иное, как собственное или естественное ускорение ротора двигателя .
Считается, что среди нескольких вариантов двигателей двигатель с наибольшей величиной будет обеспечивать наибольшее начальное ускорение при пуске. Однако такой вывод справедлив лишь для случая непосредственного соединения двигателя с приводной машиной, а также когда i задано.
Если передаточное отношение подлежит выбору, то оптимальные условия обеспечивает двигатель с наибольшей величиной отношения .