Авторские права — это совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом.
Данные права в авторском законодательстве и доктрине традиционно именуются исключительными.
Теория исключительности авторских прав была разработана в русской дореволюционной литературе и воплотилась в Положении об авторском праве Российской империи 1911 г. По мнению большинства дореволюционных цивилистов (например, Г. Ф. Шершеневича), конструкция исключительных прав обозначала, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использование произведения. В советский период отечественной истории произошла переоценка исключительности авторских прав. Большинством ученых исключительность стала трактоваться как неотчуждаемость авторских прав от личности автора, недопустимость передачи авторских прав другому лицу. При этом произошло исключение самого термина из отечественного законодательства. Возвращение термина исключительных прав в отечественное законодательство связано с экономическими и политическими преобразованиями в нашей стране. В Законе РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законе об авторском праве указывалось, что авторские права, в том числе авторские права на программы и базы данных, носят исключительный характер. При этом исключительные права понимались в том же смысле, в котором они понимались в дореволюционной правовой науке и вышеуказанном Положении об авторском праве России 1911 г., т. е. как признание того, что только сам обладатель авторского права может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения.
Исключительный характер носят не только субъективные авторские права, принадлежащие создателям произведений, но и права, перешедшие по указанным в законе основаниям к другим лицам, в частности к работодателям или наследникам. Нужно, однако, учитывать, что некоторые авторские правомочия, например, право на авторство и право на имя, неотделимы от личности автора. Авторские права, приобретаемые на основании авторского договора, могут быть как исключительными, так и неисключительными, в зависимости от вида договора.
Авторское право имеет двойственный характер: с одной стороны, существует тесная связь с личностью автора, с другой — произведение является имущественной ценностью. Такое положение дел обусловило разделение авторских прав в большинстве стран мира на две группы: имущественные и личные неимущественные права, последние в англоязычных странах называют «моральными» (moral rights). Эта классификация, как отмечают многие авторы, носит условный характер, часто довольно трудно выделить среди авторских прав права чисто имущественного или неимущественного характера. Тем не менее в большинстве научных работ такая классификация осуществляется. Такое же разделение проводится и в российском авторском законодательстве. Гражданский кодекс РФ прямо не указывает, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, какие имеют имущественное содержание. Однако соответствующую классификацию легко построить, проанализировав положения части четвертой ГК РФ.
Значение деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь автору и не могут передаваться другим лицам (кроме права на обнародование произведения). Кроме того, в соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется.
К личным неимущественным правам авторов относятся: право авторства; право автора на имя; право на обнародование; право на неприкосновенность произведения (ст. 1255 ГК РФ). Личными неимущественными правами следует также считать право на отзыв произведения, тесно связанное с правом на обнародование, и право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Право авторства — это право признаваться автором произведения. Сущность этого права заключается в определении своей личности в качестве создателя конкретного произведения. Право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым. Данное право является важнейшим, так как остальные авторские права производны от него. В статье 6 Бернской конвенции подчеркивается, что «независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на это произведение...» В научной литературе высказывалось мнение, что права авторства как самостоятельного права не существует. Однако следует отметить, что в отличие от права собственности в авторском праве существует неразрывная связь между автором и произведением, основанная на факте создания произведения, право авторства является отражением фактической работы автора по созданию произведения.
С правом авторства очень тесно связано право автора на имя, т. е. право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно. Вместе с тем право на имя является самостоятельным правом. Taк, право на имя может быть нарушено без нарушения права авторства, например, при искажении имени автора. Данное право, в отличие от права авторства, может быть реализовано лишь при обнародовании произведения путем указания имени автора на титульном листе книги, в титрах кинофильма и т. п. Автор также может требовать указания своего имени при каждом новом издании, публичном исполнении, цитировании или любом другом использовании своего произведения. При опубликовании произведений иностранных авторов их имена, как правило, приводятся в русской транскрипции, согласованной с автором. Правом на имя как личным неимущественным авторским правом может распоряжаться лишь автор произведения независимо от того, кому принадлежат имущественные авторские права.
Одной из проблем авторского права является применимость права на авторство и права на имя при написании мемуаров, автобиографий и подобных работ политических деятелей так называемыми гетеронимами — лицами, пишущими книги по заказу богатых и власть имущих. Видимо правовым выходом из такой ситуации является заключение соглашение между соавторами, каковыми являются заказчик произведения, рассказывающий или надиктовывающий, и литературный работник, записывающий и перерабатывающий. При этом последний за разовое (паушальное) вознаграждение отказывается от указания своего имени в качестве автора произведения (публикуется анонимно) и притязаний на авторское вознаграждение при опубликовании произведения.
При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (ст. 1265 ГК РФ).
Право на обнародование — право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием(выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
Сущность данного права состоит в возможности автора определить время и способ ознакомления общества со своим произведением.
В отличие от других личных неимущественных прав право на обнародование может переходить к другим лицам (в частности, к наследникам автора в случае, если это не противоречит воле автора, выраженной им в письменной форме), что еще раз подтверждает условный характер разделения прав авторов на имущественные и личные неимущественные. Кроме того, автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
С правом на обнародование тесно связано право на отзыв, ранее признававшееся составной частью права на обнародование (ст. 15 Закона об авторском праве). В соответствии со ст. 1269 ГК РФ автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также ан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Правом отзыва не пользуются авторы служебных произведений, программ для ЭВМ и произведений, вошедших в сложный объект.
Право на неприкосновенность произведения — право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Содержанием этого права составляет запрещение без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название, в том числе вносить в произведение изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы ни было пояснениями. Также нарушением данного права будут являться иные посягательства на произведения, например, искажение цвета при изготовлении репродукции и т. п. Право на неприкосновенность произведения имеет пределы. Не является нарушением права на неприкосновенность произведения создание пародий и стилизаций, а также критика произведения.
При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведений вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или в иной письменной форме.
Право доступа также следует отнести к личным неимущественным правам авторов. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение всего произведения. При этом закон устанавливает, что от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Сходным с указанным правом является право автора архитектурного объекта требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект, предусмотренное п. 2 ст. 1292 ГК РФ.