Наше законодательство предусматривает систему надзорных и контрольных органов за охраной труда.
Различают следующие виды надзора и контроляза соблюдением законодательства по охране труда: государственный; общественный; внутриведомственный, внутрихозяйственный (работодателя).
Государственный надзор и контроль за ОТ
Государственный надзор и контроль осуществляют органы федеральной инспекции труда, которая входит в состав Министерства труда и социального развития, но самостоятельна в своих действиях.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному проведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют, наряду с органами федеральной инспекции труда, специально уполномоченные организации – федеральные надзоры ( Госгортехнадзор РФ, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор, Госстандарт, Госпожнадзор, ГИБДД и др. транспортные инспекции).
В субъектах Федерации созданы Рострудинспекциии по субъекту федерации. Должностные лица – государственные инспекторы Рос Горинспекторы имеют право:
1) беспрепятственно проходить на любое предприятие в любое время суток;
2) иметь доступ к необходимым документам;
3) проводить расследование НС на производстве;
4) выдавать должностным лицам обязательные к исполнению предписания к исполнению об устранении выявленных нарушении в области ОТ;
5) приостанавливать деятельность п.п. или их подразделения в случае выявления серьезных нарушений безопасности;
6) налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении требований безопасности и ОТ.
Госгортехнадзор – гос. горно-технический надзор осуществляет надзор за безопасностью эксплуатации опасных объектов (угольные шахты). Госатомнадзор, Госэлектронадзор – осуществляет надзор за безопасностью эксплуатации энергетических установок; Госсанэпидемнадзор - осуществляет надзор за соблюдением на п.п. гигиенических норм санитарно-гигиенических и санитарных эпидемиологических требований.
Общественный контроль за ОТ
Общественный контроль - это действия общественности по выявлению нарушений положений охраны труда администрацией и работниками п.п. с целью обеспечения безопасности и здоровых условий труда. В России функция контроля возложена на профсоюзы (или иные уполномоченные трудовым коллективом организации или лица), которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда проф. союзов и иных уполномоченных работниками органов.
Проф. союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками органы имеют право:
1) осуществлять контроль за соблюдением работодателем нормативных актов ОТ;
2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
3) принимать участие в расследовании НС на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
4) получать необходимую информацию от работодателя и иных должностных лиц об условиях и охране труда, а также о НС и проф.заболеваниях;
5) выдавать должностным лицам обязательно к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений;
6) обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований безопасности.
Внутриведомственный, внутрихозяйственный контроль за ОТ
Ведомственный контрольза ОТ проводится министерствами, ведомствами в отношении подчиненным им предприятиям, организациям и учреждениям.
Внутрихозяйственный контроль за ОТ возложены на руководителей, главных инженеров и их заместителей, руководителей служб, подразделений, участков работ и др. должностных лиц. В негосударственных организациях контроль и обеспечение безопасности труда возложены на работодателя.
В соответствии с ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»:
1. В организациях с численностью более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
2. При численности 100 человек и менее решении о создании службы или введении должности принимает работодатель
3. При отсутствии в организации служб ОТ работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области ОТ.
2.5.7. Ответственность административно-технических работников (АТР) за нарушение положений охраны труда.
За нарушение положений охраны труда АТР могут привлекаться к следующим видам ответственности:
Дисциплинарная ответственность наступает тогда, когда должностное лицо нарушает нормативные требования по ОТ, которые не повлекли и не могли повлечь НС. Виды наказания – замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.
Административные – наступают тогда, когда по вине руководителя и должностных лиц, допустивших нарушения, которые могли повлечь НС. Решение об административной ответственности принимают инспекторы органов государственного надзора. Виды наказания – снятие с должности, штраф в административном порядке.
Материальная компенсация – когда по вине должностного лица причинен материальный ущерб предприятию или работнику. Виды наказания – компенсация материального ущерба, нанесенного человеку или п.п.
Уголовная ответственность – когда должностным лицом допущены нарушения, носящие характер преступления. Виды наказания – лишение свободы на срок до 5 лет (где применяются взрывоопасные вещества до 7 лет) или исправительно-трудовые работы до 1 года, штрафы, увольнение.