русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Раздел 3 Макроэкономика 3 страница


Дата добавления: 2014-10-02; просмотров: 848; Нарушение авторских прав


- падение курса национальной валюты. Рост цен на отечественные товары ведёт к увеличению спроса на импортные товары, повышению спроса на иностранную валюту, росту курса иностранной валюты и падению курса национальной валюты.

Таким образом, при инфляции замедляются темпы роста производства или оно вообще не растёт, соответственно падают доходы или замедляется их рост, снижается уровень жизни населения.

Негативные последствия инфляции для экономики предопределяют антиинфляционную политику,проводимую государством. Все государства стремятся предотвратить инфляцию или смягчить её последствия, снизить её темп, сделать её контролируемой. В зависимости от поставленных целей различают: антиинфляционную тактику (или адаптационную политику) и антиинфляционную стратегию (или активную политику).

Проводя адаптационную политику,государство стремится придать инфляции умеренный характер, установить контроль за ростом цен, смягчить её негативные последствия. К мерам адаптационной политики относятся:

- стимулирование сбережений населения;

- борьба с падением курса национальной валюты;

- создание заинтересованности бизнеса в инвестировании (дешёвый кредит, государственные заказы);

- индексация доходов;

- компенсация потерь от инфляции;

- погашение инфляционных ожиданий;

- проведение денежных реформ, направленных на сокращение количества денег в обращении и т. п.

Однако все эти меры не устраняют причин инфляции, а лишь сглаживают её последствия, поэтому наряду с адаптационной политикой государство проводит активную антиинфляционную политику, направленную на борьбу с причинами инфляции. Причины инфляции и предопределяют основные направления антиинфляционной стратегии:

- изменение структуры производства;

- демилитаризация экономики, конверсия военного производства;

- борьба с монополизмом;



- совершенствование системы налогообложения;

- снижение бюджетного дефицита и прекращение его финансирования за счёт денежной эмиссии и кредитов ЦБ и т. д.

Инфляция в России.До 1992 г. в России существовала подавленная инфляция, которая проявлялась в тотальном, нарастающем товарном дефиците, таблица 3.6.

 

Таблица 3.6 – Темп роста цен в России в 1992-2005 гг. (по сравнению с предыдущим годом, раз)

 

Показатели 1992 г. 1993 г. 1995 г. 1997 г. 1998 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г.
Индекс потребительских цен 26,0 9,4 2,3 1,1 1,8 1,19 1,12 1,11
Индекс цен на промышленную продукцию   20,5   9,9   2,7   1,07   1,23   1,1   1,13   1,13

 

Основными причинами инфляции в России 1990-х гг. были:

- падение объёмов производства;

- высокая доля отраслей производственного назначения и слабое развитие отраслей потребительского сектора;

- гигантский размер оборонного производства;

- чрезвычайно высокий уровень монополизации экономики;

- искусственно завышенный уровень занятости населения;

- эмиссионное финансирование бюджетного дефицита и др.

Улучшение общей экономической ситуации в стране: прекращение падения производства, экономический рост, активная денежно-кредитная политика, направленная на снижение денежной массы в обращении, и т. п. – позволили в конце 1990-х годов снизить темпы инфляции, и Россия смогла войти в ХХI век с более низкими темпами инфляции.

 

3.6 Безработица и её формы

 

Безработица: понятие, типы, последствия.Как отмечалось выше, одна из важнейших целей макроэкономического развития страны – достижение «полной занятости», т. е. использование экономикой всех имеющихся, в том числе трудовых, ресурсов для производства товаров и услуг.

Однако полная занятость рабочей силы не означает её 100%-ного использования. Для нормального функционирования экономики необходим рынок труда, предложение труда. В каждый данный момент в стране должно существовать определённое количество незанятой рабочей силы, т. е. безработных, поэтому обеспечение полной занятости означает поддержание безработицы на определённом, необходимом для нормального функционирования экономике уровне.

Безработица (U)представляет собой циклическое явление, выражающееся в превышение предложения труда над спросом на него. Это макроэкономическая проблема, оказывающая наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, наносит серьёзную психологическую травму, ведёт к утрате квалификации.

Всем рыночным экономикам присущ определённый уровень безработицы. В чём её причина, как измеряется уровень безработицы, каковы её последствия? Вот круг вопросов, который необходимо рассмотреть.

Место безработных в общей численности населения можно представить на следующей схеме, рисунок 3.7.

 

Нетрудоспособное население (пенсионеры, дети, инвалиды) Трудоспособное население
Всё население

 

 

Не занятые в общественном производстве (военнослужащие, учащиеся, домашние хозяйки) Рабочая сила (экономически активное население)
Работающие Не работающие Не

 


Рисунок 3.7 Место безработных в общей численности населения

 

Согласно определения Международной организации труда (МОТ) безработнымсчитается человек, который можетработать, хочетработать, самостоятельно активно ищетработу, но не может трудоустроиться из-за отсутствия рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Из этого краткого определения следует, что понятие «неработающий» и «безработный» - не тождественны. Престарелые, дети, инвалиды не относятся к безработным (они не могут работать), а также не считаются безработными те, кто не хочет работать (бродяги, нищие).

Существует два типа безработицы: добровольная и вынужденная.

1Добровольная безработица:

- фрикционная– временная, добровольная безработица, которая возникает при перемене рабочего места (переход с одной работы на другую, изменение местожительства и т. п.) или при смене «этапов жизненного пути» (поиск работы после армии, окончания учебного заведения), т. е. это период, когда человек как бы находится «между работами», ищет работу;

- институциональная– безработица, которая может возникать как следствие существующих в стране положений о минимальной заработной плате, пособий по безработице и др. (Человек может предпочесть получать пособие по безработице, нежели работать. Не случайно законодательство всех стран предусматривает определённый срок выплаты таких пособий).

2. Вынужденная безработица:

- структурная безработицавысвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии и специальности. Например, рост добычи нефти и газа и относительное снижение добычи угля ведут к возникновению безработицы в угледобывающих районах. Поскольку под влияние НТП структурные сдвиги происходят постоянно, постольку всегда имеется определённое число людей, которые теряют старую работу и ищут новую;

- циклическая безработица– высвобождение рабочей силы, вызванное общим спадом производства, т. е. фазой экономического цикла, для которого характерно сокращение совокупного спроса, производства и соответствующее сокращение занятости и рост безработицы.

Очевидно, что в каждый данный момент в стране имеется определённая фрикционная и структурная безработица (какая-то часть работников постоянно находится вне работы). Эти виды безработицы и образуют так называемую естественную,или «нормальную» безработицу, существующую всегда в любой стране. Она характеризует состояние рынка труда, при котором имеется примерное равенство между числом свободных рабочих мест и числом работников, ищущих работу.

Для измерения безработицы используют два показателя: средняя продолжительность безработицы (время, в течение которого человек остаётся без работы) и уровень безработицы.

Уровень безработицыопределяется как отношение численности безработных к рабочей силе (работающие + безработные):

 

Uб = [U : (E + U)] x 100%;

где Uб – уровень безработицы;

Е - число работающих;

U – число безработных.

Если численность безработных составляет 10 млн. человек, а работающих – 90 млн. человек, то уровень безработицы равен 10% [ 10 : (10 + 90)] x 100%.

Для каждой страны характерен свой уровень естественной безработицы, который со временем меняется. Наличие безработицы на нормальном естественном уровне обеспечивает безинфляционноерасширение производства. Таким образом, проблема обеспечения полной занятости населения превращается в проблему поддержания безработицы на естественном уровне.

Отклонение фактической безработицы от её естественного уровня приводит к негативным для экономики последствиям.

Если имеется избыточная безработица(фактическая больше естественной), то это свидетельствует о неполном использовании трудовых ресурсов и приводит к недопроизводству (национальный объём производства меньше, чем он мог бы быть при полной занятости).

Uс её естественным уровнем ведёт к потерям 2-3% ВНП.

В формализованном виде закон ОУКЕНА выглядит следующим образом:

 

где Y – фактический ВНП;

Yp – потенциальный валовой продукт;

U – фактический уровень безработицы;

Un – естественный уровень безработицы;

kO - коэффициент Оукена (в абсолютном выражении).

Например, если естественный уровень безработицы – 5%, фактический – 10%, а потенциальный ВНП равен 1000 млрд., то недопроизводство (при коэффициенте Оукена, равном 2,5) составит 125 млрд. [(0,1 – 0,05) x 2<5 x 1000].

Снижение безработицы нижееё естественного уровня ведёт к росту цен. Сокращение числа безработных, рост занятости увеличивает совокупный спрос, вызывая напряжённость на рынках труда и товаров. Спрос увеличился, а свободной рабочей силы нет, соответственно, производство не может быть расширено, следствием чего становится рост цен, инфляция.

Зависимость между темпом инфляции и уровнем безработицы в краткосрочном периоде описывается кривой А.Филлипса, рисунок 3.8.

Р

 

 

 

Р2 B

 

 

Р1 A

 

 

U1 U2 U

Рисунок 3.8 Кривая Филлипса

В краткосрочном периоде существует обратная зависимость между безработицей и инфляцией. При безработице U1, средний уровень цен – Р2, увеличение безработицы до U2 cнижает цены до уровня Р1.

Обратную зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции можно объяснить следующим образом: если цены снижаются, то доходность производства падает, масштабы его сокращаются, что вызывает рост безработицы. Наоборот, если снижается безработица, то совокупный спрос увеличивается. Увеличение спроса в условиях дефицита рабочей силы вызывает необходимость повышения заработной платы, что ведёт к росту издержек производства, а, следовательно, и цен.

Таким образом, рыночной экономике противопоказаны и слишком высокий, и слишком низкий уровень безработицы. Поддержание безработицы на естественном уровне свидетельствует об эффективности развития.

Отсутствие в условиях рыночного хозяйства механизма, обеспечивающего полную занятость, негативные экономические и социальные последствия безработицы превращают занятость в объект регулирования. Основные методы воздействия государства на уровень занятости:

- стимулирование создания новых рабочих мест и спроса на труд;

- осуществление мер по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях;

- выплата пособий по безработице;

- законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы;

- организация переподготовки кадров;

- налаживание информации о наличие свободных рабочих мест.

Безработица в России.Безработица – новая проблема для российского общества. В условиях плановой экономики, как в силу низкой производительности труда, так и в результате проводившейся политики преимущественно экстенсивного типа развития, постоянно создавались рабочие места, не обеспеченные рабочей силой. По сравнению с наличием свободных рабочих мест в стране наблюдалась нехваткарабочей силы.

С началом перехода к рыночной экономике в результате падения производства, структурной перестройки, существенного сокращения финансирования ВПК в России возникла и стала нарастать безработица, таблица 3.7.

 

Таблица 3.7 – Динамика численности безработных в России

 

Показатели 1992 г. 1995 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г.
Общая численность безработных, млн. чел.   3,9   6,7   8,2   9,2   6,3   5,7   5,2
Уровень безработицы, % 5,2 9,5 11,3 12,5 8,8 7,8 7,1

 

Как видно из приведённых данных, в 1990-х годах безработица нарастала. Однако начиная с 2000 г., когда была преодолена тенденция к падению производства и ВНП страны стал увеличиваться, в России началось сокращение безработицы. Наряду с улучшением общеэкономической ситуации в стране на положительной динамике численности безработных сказалась и проводимая государством политика занятости, которая предполагает:

- осуществление мер, направленных на недопущение массовой безработицы;

- оказание помощи безработным в трудоустройстве;

- создание условий для переобучения, переподготовки безработных;

- стимулирование инвестиций, ведущих к созданию новых рабочих мест;

- материальную поддержку безработных и т. п.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «О занятости».

 

3.7 Государственные расходы и налоги

 

Государственный бюджет.Государственный бюджет – это форма образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансирования деятельности органов государственной власти. Государственный бюджет – это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Он представляет собой баланс доходов и расходов государства и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, который содержит перечень поступлений и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления».

Говоря о «государственном бюджете», надо иметь в виду, что он представляет собой систему бюджетов,включающую в себя центральный и территориальные (штатов, земель, республик, областей, городов, районов) бюджеты. Бюджеты соответствующих административных единиц имеют такую же структуру, как и центральный, но они включают доходы и расходы органов власти, действующих на конкретной территории.

В ходе экономических реформ 1990-х годов бюджетная система России была коренным образом преобразована. В настоящее время она включает:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования).

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты – бюджеты органов местного самоуправления.

Все бюджеты функционируют автономно. Такой принцип построения бюджетной системы называется принципом бюджетного федерализма.Согласно этому принципу за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счёт соответствующих бюджетов. Наличие собственных источников доходов и право определять направление их использования и расходования обеспечивает самостоятельность бюджетов. При этом принцип бюджетного федерализма не исключает возможности перераспределения денежных средств между бюджетами.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджетстраны, который законодательно не утверждается, а составляется в аналитических целях.

Доходы государственного бюджетаформируются за счёт налоговых поступлений (80-90% всех доходов) и неналоговых доходов (доходы от продажи и использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т. п.).

Содержание и характер государственных расходоворганически связаны с функциями государства. Все государственные расходы могут быть сгруппированы:

- по направлениям:расходы на военные и социально-экономические цели, расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, в частности внешнеэкономической, расходы на управление и т. п.;

- по экономическому содержанию:государственные закупки, трансфертные платежи, выплата процентов по государственному долгу.

Государственные закупки– это спрос правительства на товары и услуги. Этот вид экономической деятельности правительства представлен закупками военного и гражданского характера, последние могут предназначаться для собственных нужд государственных предприятий и учреждений или носить регулирующий характер (как в случае закупки сельскохозяйственной продукции в целях поддержания рыночной цены). Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, который характеризуется отсутствием риска неплатежа, стабильностью цен, возможностью реализовать продукцию крупными партиями по заранее заключённым контрактам, возможностью получения налоговых и кредитных льгот и т. п.

Следующий вид государственных расходов – это трансфертные платежи:пенсии, пособия по безработице, стипендии, пособия многодетным семьям и т. л. Доля трансфертных платежей в государственных расходах зависит от социально-политической ориентации государства, границ государственного вмешательства в экономику, от проводимой социальной политики.

Наконец, государство несёт расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга,которые включают затраты на выпуск и размещение государственных облигаций, выплату процентов. Систематическое увеличение государственного долга имеет своим следствием рост этого вида расходов государства.

Увеличение государственных расходов стало в ХХ в. общемировой тенденцией. Практически во всех странах государственные расходы растут быстрее ВНП. Естественным следствием этого явления является увеличение доли государственных расходов в ВНП. Так, в 1929 г. государственные расходы США составляли 12% ВНП, а в 1995 г. – 33%. В России в 2005 г. государственные расходы составили около 30% ВНП.

Теория налогообложения и налоговая система.Основным источником денежных доходов государства являются налоги.

Налоги (Т)– это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств.Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.

Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют фискальную(от лат. фискалис.- казённый) функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расходов. В развитых странах налоги мобилизуют от 35 до 45% ВНП. Доля налогов В ВЕП России в 2005 г. – около 30%.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию.Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своём качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемы вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие и расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая политика – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение доходов и ресурсов общества.Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объёмы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию.Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов или/и имеющегося имущества, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Принципы налогообложения.Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы ещё А.Смитом и остались актуальными и сегодня:

- справедливость и равенство налогообложения;

- эффективность налогообложения;

- простота и доступность для исчисления.

Первый принцип – равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основание каких показателей судить о равенстве?

Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенствапредусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.

Второй принцип налогообложения – эффективностькасается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создаёт искажение в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.

Возможные негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы учитывать те отрицательные результаты, которые могут возникать при налогообложении и стремиться к их минимизации.

Третий принцип налогообложения – простота и доступность исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогой.

Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т. п. Практически принципы налогообложения реализуются путём формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.

Налоговая система– это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

- всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов;

- стабильность – устойчивость налогов и налоговых ставок во времени;

- равнонапряжённость – взимание одинаковых налогов по одинаковым для соответствующих налогоплательщиков ставкам;

- обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

- самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

- социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов.

В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

- прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйствующих субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т. п.);

- косвенные налоги– устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж и др.).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается (в соответствии с российским законодательством), различают:

- федеральные налоги– они определяются Законом РФ и взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Основные виды федеральных налогов: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог на прибыль организаций и др.);

- региональные налоги– это налоги, которые могут вводиться органами власти субъектов Федерации (республик, краёв, областей) на своей территории (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог). Федеральные законы определяют лишь основные принципы формирования региональных налогов;

- местные налоги– устанавливаемые и взимаемые органами власти, местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

В зависимости от назначения налоги подразделяются:

- общие– налоги, которые обезличиваются и используются для финансирования общегосударственных расходов;

- специальные (целевые)– налоги, имеющие строго определённое назначение. Они взимаются для финансирования заранее определённых программ.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога)или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога– это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.

Источник налога– доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т. п.

Налоговые льготыполное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы являются важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определённых групп населения. Налоговые льготы могут предоставляться путём установления необлагаемого минимума, исключение из облагаемого дохода некоторых расходов или определённых видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, полного освобождения от уплаты налогов и др.

Налоговые санкцииразного рода взыскания – от штрафов различного размера до уголовной ответственности за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включению в налоговую декларацию ложных сведений и т. п.).

Важнейшим элементом всякого налога является ставка налога (t) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твёрдая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в процентах к объекту обложения). Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

Через налоговые ставки реализуется на практике функции налогов и принципы налогообложения.

Существуют различные методы построения налоговой ставки. В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, налог может быть:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Раздел 3 Макроэкономика 2 страница | Раздел 3 Макроэкономика 4 страница


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.159 сек.