Речные порты
Характеристика сетей водных путей
МТБ: - сеть водных путей
- речной флот
- речные порты
- судоремонтные предприятия
1. Сеть водных путей: реки, озера, водохранилища, судоходные каналы, заливы, протоки.
Параметры путей: Протяженность, Густота, Интенсивность.
Россия: Протяженность-102000 км путей
Густота – 7 км на 1000 (км2)
Интенсивность – 0,85 млт /км путей
Водные пути: Естественные
Искусственные
Классификация:
-По интенсивности движения
>Интенсивное движение (30 и более судовых составов или 5 и более плотовых составов в сутки)
>Среднеинтенсивное (до 30 судовых и 5 плотовых)
> Неинтенсивное (до 5 судовых составов)
-По условиям ветроволнового режима
«M»-h-3м, ширина 40м
«O»-h-2м, ширина 20м
«R»-h-1,2м, ширина 1,2м
«A»- все остальные меньше, (река Кама-например)
2. Классификация речного флота
-По роду выполняемой работы(назначению)
>Транспортные суда (пассажирские, грузовые, грузо-пассажирские)
>Технические суда
>Вспомогательные суда
>Промысловные суда
>Гидрографические суда
>Спортивные суда
-В зависимости от материала
>Стальные
>Легкосплавные
>Железобетонные
>Композитные
-В зависимости от наличия силовой установки
*Самоходные
*Несамоходные
По типу установки: пароходы, дизельходы, газоходы и др.
По типу хода: судоколесные, винтовые и др.
По принципу движения: водоизмещающая, на подводных крыльях и др.
Показатели использования судов:
-производительность
-транспортная работа в т/км
- ср. нагрузка на 1 тонну транспорта
В зависимости от работы все прибрежные места делят на:
-порты
-пристани
-остановочные пункты
Порт состоит из:
-береговая территория
-акватория
-причальный фронт
+участок береговой линии, имеющий оборудование для швартовки и стоянки судов
Выделяют причалы: прибытия и отплытия
1причал-1судно
Изучаемые вопросы:
1. классификация морского флота
2. показатели работы
3. классификация морских портов
4. состояние и развитие
«+»
- высокая эффективность обеспечения межконтинентальных перевозок;
- неограниченная пропускная способность;
- незначительный расход топлива, энергии;
- низкие тарифы;
- высокая грузоподъемность.
«–»
- зависимость от естественных географических и других условий;
- необходимость создания сложного портового хозяйства на побережьях;
- жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
- малая частота отправок.
1. Классификация морского флота
Элементы: флот, порты, обслуживание морского флота.
1) По назначению:
*см. речной транспорт
2) По району плавания:
- неограниченного морского и океанского плавания;
- ограниченного (в пределах одного моря);
- прибрежного (вдоль одного побережья);
- суда ледового плавания (самые дорогие суда);
- смешанного плавания.
Грузовые суда подразделяют на:
- наливные (газовозы – до 200 и более тонн);
- комбинированные (загружают в прямом и обратном направлении), например, рудонефтевозы;
- сухогрузные суда;
- балкеры (для навалочных грузов);
- контейнеровозы;
- танкеры;
- суда с горизонтальной загрузкой;
- лихтеровозы.
2. Показатели работы
Эксплуатационные:
1) грузоподъемность
- полная (deadweight) = масса груза + судовые запасы;
- чистая = масса груза + сколько груза нужно погрузить.
2) водоизмещение
= масса, объем воды, вытесняемый плавающим судном [т; м3]
3) грузовместимость
= способность вместить груз определенного объема
- одинарная (объем грузовых помещений одновременно);
- составная (разновременно).
![](http://ok-t.ru/life-prog/baza1/1559891853851.files/image003.gif)
4) регистровая вместимость
= вместимость судна в регистр. Регистр = 1,83 м3
Мореходные:
- плавучесть;
- ходкость;
- поворотливость;
- непотопляемость.
Эксплуатационно-экономические:
- долговечность;
- затраты на обслуживание и ремонт.
Показатели использования:
1) коэффициент ходового времени (время ходовое / общая продолжительность ездки)
2) коэффициент балластного времени (балластный пробег / общая продолжительность ездки)
3) коэффициент загрузки судна (фактический вес / qчист)
4) коэффициент грузоподъемности (фактический вес / qтеоретич.возможн)
3. Классификация морских портов
1) По годовой продолжительности эксплуатации:
- постоянные;
- временные (сезонные).
2) По хозяйственному назначению:
- общего назначения;
- специального.
3) По географическому местонахождению:
- островные;
- береговые;
- устьевые;
- лагунные;
- водохранилищные.
4) По назначению:
- транспортные;
- военные;
- промысловые;
- порты-убежища.
5) По отношению к уровню воды:
- открытые:
- закрытые.
6) По отношению к международной торговле:
- международные (Сингапур, Гамбург);
- внутренние;
- мировые.
7) По назначению:
- общего назначения;
- специализированные;
- промышленные порты.
Классификация по трем поколениям (критерий развития):
- политика развития порта;
- эволюция портовой деятельности;
- степень интеграции.
Порты третьего поколения возникли в 80-е годы. Услуги носят специализированный характер.
4. Состояние и развитие
480 млн. т. в год – перерабатывают сейчас в России.
Основные тенденции развития:
1. модернизация транспортного торгового флота (замена);
2. развитие специализированной инфраструктуры морских портов;
3. повышение пропускной способности портов, их коммерческой привлекательности;
4. улучшение взаимодействия морского и внутреннего водного со смешенными видами транспорта.