При включении асинхронного двигателя в сеть возникает большой пусковой ток, превышающий номинальный в 5…7 раз и вызывающий в линии значительное падение напряжения, что может привести к остановке рядом работающих двигателей. Под действием пускового тока в двигателе возникают динамические усилия, повреждающие и разрушающие обмотку, нагружаются силовые трансформаторы и линия, что приводит и дополнительным потерям мощности ‚ ограничение пусковых токов особенно актуально для сельскохозяйственных установок из-за удаленности электродвигателей от источников питания и соизмеримости мощности трансформаторов и пусковой мощности электродвигателей. Частые пуски нагревают обмотки двигателя. Ограничить пусковые токи можно несколькими способами: включением добавочного активного или индуктивного сопротивления в цепь статора; включением добавочного активного или индуктивного сопротивления в цепь ротора; переключением обмотки статора на период пуска с «треугольника» на «звезду»; понижением напряжения на статоре. Схемы снижения пусковых токов путем переключения обмоток со «звезды» на «треугольник» (рис.4.21) можно рекомендовать для электродвигателей, фазные обмотки которых рассчитаны на линейное напряжение. Это относится к электроприводам прессгрануляторов, мощных дробилок и т.п.). В сети с напряжением 380 В необходимо применять двигатели рассчитанные на напряжение 660/380 В. При напряжении сети 380 Ву двигателя должно быть напряжение 380/220 В.
Рассмотрим соотношение пусковых токов двигателя при соединении в «звезду»: (4.73)
где - полное сопротивление обмотки статора при включении.
Пусковые токи двигателя при включении обмоток в «треугольник»:
Отношение токов: (4.74)
Таким образом, при включении обмоток двигателя в «звезду» фазныйток уменьшается в раз, а линейный - в три раза. При понижении напряжения на фазе в раз момент двигателя уменьшается в три раза.
Рис.4.22. Характеристики асинхронного двигателя при
переключении обмоток статора со «звезды» на «треугольник».
Механические и электромеханические характеристики при пуске двигателя этим способом приведены на рис.4.22. Пусковые токи асинхронных двигателей можно ограничить понижением напряжения на статоре. Пусковой ток асинхронного двигателя при номинальном напряжении питания равен:
где - сопротивление фазы двигателя в момент включения. Для снижения пускового тока в а раз напряжение на статоре асинхронного двигателя необходимо снизить в это же число раз (4.75)
Уменьшение напряжения на статоре вызывает снижение пускового момента двигателя в или (1 - . На рис.4.23 изображены механические и электромеханические характеристики асинхронного двигателя при снижении пускового тока а два раза. Значительное уменьшение пусковых моментов позволяет использовать данный способ в основном при пуске двигателей на холостом ходу с небольшим относительно , моментом трогания.
Рис.4.23. Характеристики асинхронного двигателя при понижении
напряжения. В расчетах при выборе двигателя обязательна проверка на возможность пуска при понижении напряжения: . Ограничить пусковые токи асинхронных двигателей можно включением добавочного активного или индуктивного сопротивления в цепь статора [16]. Расчет значения добавочного активного или индуктивного сопротивления начинают с выбора необходимого пускового тока и определения кратности снижения этого тока: , где - пусковой ток двигателя при отсутствии сопротивления в
цепи статора,= номинальное фазное напряжение сети; сопротивление обмотки фазы статора; - пусковой ток при введении добавочного сопротивления в цепь статора, - полное сопротивление цепи обмотки статора при введении или Подставим значения токов и
a = .
Для определения необходимого значения cтроят треугольник сопротивлений (рис.4.24).
Рассчитываем полное сопротивление обмотки двигателя:
Затем активное сопротивление , где - коэффициент мощности двигателя при пуске;
Рис.4.24. Треугольники пусковых сопротивлений при включении в цепь статора асинхронного двигателя: а – активного сопротивления;
б – индуктивного сопротивления.
индуктивное сопротивление
Из треугольника сопротивлений (рис.4.25, а) имеем (4.76)
Аналогично определяем значение добавочного индуктивного
сопротивления (рис.4.24, б ): (4.77)
Механические и электромеханические характеристики двигателя при введении добавочных сопротивлений рассмотрены ранее. Пусковая диаграмма двигателя приведена на рис.4.25. Сопротивление или отключают после разгона двигателя или в какой то момент времени, при котором скачок тока не превышает . Ограничение пусковых токов асинхронных двигателей возможно и включением добавочных резисторов в цепь ротора [4]. При пуске асинхронного двигателя с фазным ротором с замкнутыми накоротко кольцами пусковой момент равен (0,5... 1,5), а ток статора и ротора превосходит номинальный в 5... 10 раз.
Рис.4.25. Диаграммы тока пуска асинхронного двигателя с
помощью резистора в цепи статора.
Введение в цепь ротора активных сопротивлений снижает токи двигателя и увеличивает пусковой момент до (см. рис.4.7). Схемы включения ступеней пусковых резисторов приведены на рис.4.2, 6.
4.11. Расчет пусковых резисторов для асинхронных двигателей Расчеты пусковых резисторов для асинхронных двигателей с фазным ротором аналогичны расчетам пусковых резисторов для шунтовых и сериесных двигателей [18]. При этом необходимо учесть, что на рабочей части механической характеристики асинхронного двигателя момент пропорционален току, поэтому расчеты ведут для моментов, а не для тока [4]. Значение максимального пускового момента ограничивается динамическими усилиями в обмотках и нагревом машины. В некоторых случаях этот момент ограничивается требованиями технологии. Расчет сопротивлений пусковых резисторов можно выполнить точными и приближенными методами аналитическим и графическим методом. Рассмотрим приближенный метод, который применяют при максимальных моментах переключения, не превышающих 0,7 Диаграмма пуска асинхронного двигателя в две ступени приведена на рис.4.28.
Аналитический метод. Если число ступеней m задано, то
кратность моментов переключения (4.78)
где - максимальное сопротивление роторной цепи в момент включения, ; масштаб сопротивления
Рис.4.28. Пусковая диаграмма асинхронного двигателя. , - сопротивление ротора, аb После подстановки значений и (4.79)
Отрезок ab = , а размер отрезка определим из подобных
треугольников Oad и ofl:
аd/ao = lf/of; отрезки аО = ; lf = 1; jf = , следовательно: аd = ао lf/of =; .
Таким образом,
Значение должно быть больше , т.е. . По аналогии с машинами постоянного тока (глава 2 и 3)
определим сопротивление: (4.80) Когда число ступеней не задано, принимаем значения моментов переключения и , затем определяем и число ступеней m: (4.81)
Полученное число ступеней округляем до целого и уточняем значение . Далее расчет выполняем, как в первом случае. Графический метод. Порядок построения пусковых
характеристик такой же, как и для машин постоянного тока параллельного возбуждения. Сначала по паспортным данным машины строим естественную механическую характеристику = f(M) и задаемся моментами переключения и (рис.4.28). Строим пусковую характеристику: проводим линию 1 – 2 - 0 до пересечения в точке 2, затем 3 – 4 - 0 и т.д. до совпадения я точке 5 (момент )на естественной характеристике. На линии номинального момента определяем значения сопротивлений ступеней резисторов: (4.82) где , - номинальные значения ЭДС и тока ротора. Для проверки, необходимо определить сопротивление ротора и сравнить его с полученным графическим методом (4.83)
4.12. Электроприводы с линейными электродвигателями В настоящее время около 40-50% серийных электродвигателей эксплуатируется в производственных механизмах с поступательным или возвратно-поступательным движением рабочего органа. Для преобразования вращательного движения в поступательное используются разнообразные устройства: пневмо- и гидропередача, пара «винт - гайка»; кривошипно-шатунный механизм, шестерня и рейка, колесо и путевая структура в транспортных системах и др. Кроме того, в таких приводах, как правило, используются редукторы, являющиеся местом дополнительных потерь и отказов. Линейные электродвигатели позволяют непосредственно осуществить поступательное движение без механического контакта между первичной (обычно статором) и вторичной (ротором) структурами, следовательно, исключить передаточный механизм. При этом значительно упрощается кинематическая схема, повышается надежность, точность управления, а сами линейные электродвигатели хорошо пристраиваются к исполнительному механизму, обладают технологичностью в производстве и меньшим расходом стали благодаря малоотходному раскрою. На практике применяются линейные двигатели постоянного тока (в основном - шаговые), асинхронные (ЛАД), синхронные (ЛСД) и электромагнитные (ЛЭМД). Получают распространение линейные асинхронные двигатели в силу их конструктивной простоты, дешевизны, технологичности изготовления, надежности, разнообразия конструктивных решений. Конструктивно ЛАД выполняют цилиндрическими и плоскими. На рис.4.29 показано устройство плоского ЛАД.
Рис.4.29. Устройство плоских линейных асинхронных двигателей:
1-индуктор с обмоткой (статор); 2- реактивная шина; 3- обратный магнитопровод; а – двухсторонний ЛАД; б – односторонний ЛАД; в – короткозамкнутая обмотка с обратным магнитопроводом.
Управление параметрами движения ЛАД осуществляют так же, как и обычным АД: изменением сопротивления реактивной шины, регулированием частоты и длительности включений. ЛАД применяются в конвейрах, ворошителях бункеров-питателей сыпучих грузов, транспортных средствах, ручном инструменте и т.п. Важным преимуществом ЛАД состоит в высоком значении .