Уравнение механической характеристики асинхронного двигателя (4.10) затруднительно использовать для практических расчетов, так как обычно неизвестны величины сопротивлений r1, r`2 и хк. Необходимо получить выражение, в котором использовались бы паспортные данные двигателя. для этого поделим соответственно левую и правую части формулы (5.6) на (5.8):
разделим числитель и знаменатель на
введём обозначение
откуда
(4.18)
Полученное выражение представляет собой уточненное уравнение механической характеристики асинхронного двигателя. Как уже говорилось, для мощных асинхронных двигателей можно пренебречь величиной r1 тогда ε = 0. Упрощенное уравнение механической характеристики:
(4.19)
Из курса «Электрические машины» известно, что r1r`2. Следовательно, можно принять εsк. Тогда уравнение механической характеристики будет иметь вид:
(4.20)
Таким образом, для расчета механической характеристики требуются значения только Мк и sк которые приводятся в паспорте двигателя. Задаваясь s в требуемых пределах, можно получить график механической характеристики. Выражением (4.20) достаточно точно описывается механическая характеристика асинхронного двигателя с фазным ротором. В двигателях же с короткозамкнутым ротором имеет место вытеснение тока в стержнях ротора. Поэтому механическая характеристика, построенная по этим выражениям, несколько отличается от действительной, особенно на пусковой части, а рабочая часть - совпадает. Выражение (5.10) обычно используют для качественного анализа механической характеристики.
Для определения sк в выражении (4.20) принимают s = sн, М = Мн отношение - кратность критического момента:
Примем ε = sк. Тогда это выражение можно записать так:
(4.21)
Решим его относительно sк:
(4.22)
Получим неприведенное полное квадратное уравнение. Решим его относительно sк:
(4.23)
Значение при знаке «минус» перед корнем не имеет
физического смысла. Таким образом:
(4.24)
При r10 получим упрощённое выражение:
. (4.25)
Необходимо отметить, что выражение (4.24) справедливо для двигателей мощностью более 20 кВт. Для двигателей меньшей мощности при расчетах возникают существенные погрешности.
Для анализа механической характеристики асинхронного двигателя рассмотрим упрощенное выражение механической характеристики асинхронного двигателя (4.26):
. (4.26)
При изменении скольжения двигателя от 0 до (1.2…1.5)s и на рабочей ветви характеристики отношение больше в 8…10 раз. Поэтому пренебрегаем слагаемым в знаменателе этой формулы. Выражение механической характеристики запишем в виде:
. (4.27)
где - постоянный коэффициент, . Это есть уравнение прямой линии. Значит, рабочая часть механической характеристики в рассматриваемых пределах линейна. Ближе к критическомy моменту (после М > 0,7... 0,75) характеристика становится нелинейной.
При к отношение s//s, поэтому пренебрегаем вторым слагаемым в знаменателе, а уравнение механической характеристики примет вид:
. (4.28)
Это выражение - уравнение гиперболы, значит, пусковая ветвь механической характеристики нелинейная.