Асинхронный электропривод Асинхронный электропривод широко применяется в сельскохозяйственном производстве благодаря надежности и простоте конструкции, дешевизне и высокому КПД асинхронного двигателя. Совершенствование асинхронного электропривода в настоящее время идет по трем направлениям: 1. Совершенствование электродвигателя; 2. Совершенствование соединительных устройств; З. Совершенствование преобразовательных устройств. 4.1 . Уравнение механической и электромеханической
Глава 4.
Исследование и анализ механических характеристик осуществляют по эквивалентным схемам замещения. Наиболее целесообразной для анализа механических характеристик является Г-образная схема замещения, у которой намагничивающий контур вынесен на зажимы первичной цепи (рис. 4.1).
Рис.4.1. Упрощенная схема замещения асинхронного
двигателя. Схема замещения построена для одной фазы при следующих
допущениях: 1) параметры всех цепей постоянны, т.е. вторичное приведенное сопротивление не зависит от частоты тока ротора , а насыщение, стали машины не влияет на реактивное сопротивление 2) полная проводимость намагничивающего контура неизменна и намагничивающий ток пропорционален приложенному напряжению; 3) добавочные и магнитные потери в статоре не учитываются; 4) не учтены моменты, создаваемые высшими гармоническими
составляющими магнитодвижущей силы. Обозначения элементов схемы замещения: - фазное напряжение обмотки статора, В; - фазный ток статора, А; - ток намагничивания, А; - ток ротора, приведенный к напряжению статора. А; - реактивное сопротивление обмотки статора, Ом; - реактивное сопротивление контура намагничивания, Ом;
- реактивное сопротивление ротора, приведенное к напряжению статора, Ом; - активное сопротивление обмотки статора электродвигателя, приведенные сопротивления ротора, Ом; z - полное сопротивление обмотки статора, Ом; s - скольжение ротора, - синхронная частота вращения, ; = 2f/p,
р - число пар полюсов в фазной обмотке. Параметры цепи ротора приведены (пересчитаны) к цени статора, что позволяет изобразить эти две цепи на схеме соединенными электрически. Приведение выполнено с помощью коэффициента трансформации АД по ЭДС.
, (4.1)
где и - фазные ЭДС статора и ротора при неподвижном роторе. - фазное номинальное напряжение сети. Расчетные формулы приведения имеют вид.
(4.2) Из схемы замещения ток ротора : . (4.3)
Примем и преобразуем выражение (4.3): . (4.4)
Полученное выражение является электромеханической характеристикой асинхронного двигателя. Оно показывает, что сила тока ротора двигателя с учетом принятых допущений определяется только скольжением s (или частотой вращения ). Так, при s = 0, когда ток ротора = 0. В этом случае обмотка ротора неподвижна относительно магнитного поля статора и в ней не наводится ЭДС . По мере увеличения скольжения s (уменьшения частоты вращения ) увеличивается и при остановке ротора ( = 0 , s = 1) ток становится максимальным . При этом в обмотке статора протекает пусковой ток (4.5)
Пусковой ток асинхронного двигателя превосходит номинальное значение в 5...10 раз. Кратность пускового тока Iпуск/ Iном = iп обычно приводится на щитке двигателя и в каталогах. Это очень важный показатель двигателя, так как от кратности зависят падение напряжения в сети, сечение питающих проводов, мощность источника, выбор коммутирующих, защитных аппаратов. Асинхронный двигатель потребляет из сети активную мощность Р1, которая преобразуется в электромагнитную Рэм, передаваемую ротору, и теряется в намагничивающем контуре Рμ, в меди обмоток статора Рм1:
; . (4.6)
Из схемы замещения (рис. 4.1) видно, что Рэмрасходуется в активном сопротивлении r`2/s:
(4.7)
Учитывая (4.4), можно записать:
. (4.8)
Из курса «Электрические машины» известно, что электромагнитную мощность, передаваемую из статора в ротор, определяют по выражению:
(4.9)
где Мэм – электромагнитный момент статора;
Решив совместно выражения (4.8) и (4.9) получим:
. (4.10)
Это уравнение механической характеристики асинхронного двигателя. Для простоты написания в дальнейшем Мэм обозначили М. График механической характеристики имеет максимум, который наступает при определенном значении скольжения для определения величины этого максимума и соответствующего значения скольжения возьмем производную по скольжению и приравняем ее к нулю:
. (4.11)
Частная производная при . Отсюда определим скольжение s = sк, при котором момент двигателя имеет максимум:
(4.12)
Знак плюс относится к двигательному режиму, знак минус – к тормозному. Подставим значение sк со знаком «+» в уравнение механической характеристики асинхронного двигателя (4.10) :
. (4.13)
При s = sк
. (4.14)
Если скольжение sк отрицательно (в тормозном режиме), то
Если изменять значение скольжения ротора двигателя в пределах 0 ≤ s ≤ 1, то с учётом sк и Мк график механической характеристики, построенной по выражению (4.10), имеет вид, изображённый на рис. 4.2. Момент Мк называется критическим, так как при нагрузке на валу, превышающий это значение, двигатель остановится ( иногда говорят «опрокинется» ) или будет вращаться в обратную сторону.
Если сравнить выражения критического момента для двигательного и тормозного режимов при равенстве сопротивлений r1 и хк, то окажется, что в тормозном режиме критический момент несколько больше. Физическое объяснение этого явления состоит в том, что за счет падения напряжения (значит, и мощности) в активном сопротивлении статора r1 значение критического момента в двигательном режиме будет меньше, чем в тормозном. Для асинхронных двигателей мощностью 20 кВт и более активное сопротивление статора r1 на порядок меньше индуктивного хк. Поэтому значением r1 можно пренебречь (приравнять к нулю). В этом случае: