В основу определения пусковых и тормозных сопротивлений двигателя последовательного возбуждения положен графический метод построения характеристик [18].
1) в первом квадранте (рис.3.17) строим естественную
электромеханическую характеристику I = f(ω) по паспортным данным и универсальной характеристике;
2) принимаем токи переключения I1 и I2. Как и для двигателя независимого возбуждения, значения токов переключения определяется требованием технологии и условиями коммутации двигателя. Если время пуска двигателя не влияет на производительность рабочей машины, то значения пусковых токов может быть в области номинального тока. Если время пуска влияет на производительность рабочей машины, то
I1 = (2,0…2,5)Iном; I2 = (1,2…1,5)Iном . (3.19)
3) во втором квадранте откладываем сопротивление Rдв
Rдв = 1,5 Uн/Iн ∙ (1 - Pн∙103/UнIн). (3.20)
4) для принятых токов переключений сопротивления определяем при . Полученные значения Rп1 и Rп2 откладываем на оси сопротивлений во втором квадранте.
5) через точки 1 и 2 (пересечение линий токов I1 и I2 с естественной электромеханической характеристикой) проводим прямые, параллельные оси тока до пересечения с линией в точках 1' и 2'. Проводим линии RП1 - 1' и RП2 - 2'. Затем восстанавливаем перпендикуляр из точки RПI до пересечения в точке 3. Через точку 3 проводим прямую, параллельную оси сопротивлений, до пересечения в точке 4 и т.д. Построение ломаной линии должно закончиться в точке 1. Если этого не получилось, необходимо изменить значения I1 и I2 и все повторить. График изменения тока двигателя I(ω) при пуске показан в первом квадрате на рис. 3.17 . Значения добавочных сопротивлений берем из построения:
R1 = l34 ∙ mR ; R2 = l' 51 ∙ mR
Рис. 3.16. Графический метод расчета пусковых резисторов ДПТ ПВ.
Правильность расчетов пусковых сопротивлений проверяем следующим образом:
1) определяем суммарное сопротивление якорной цепи:
ΣR = Rдв+ RI + R2 +...
2) определяем ток I = Uн/ΣR и сравниваем его с пусковым I1.
Должно быть: I = I1
Значение тормозного сопротивления в режиме противовключения определяем аналитическим и графическим методами. Предварительно должны быть заданы ток I1 и частота вращения ωпв
Двигателя в режиме противовключения.
Рис.3.17. Графический метод расчета тормозного резистора.
По паспортным данным двигателя и универсальной характеристике
строим ωест = f (I) (рис. 3.17). Определим Rдв и Rп1 = Uн/I1. Откладываем эти значения на оси сопротивления во втором квадранте. Через точку I1 на оси токов проводим прямую, параллельную оси ω , до пересечения графика электромеханической характеристики в точке 2. Затем определяем точку 3. Через точки 3 и Rп1 проводим прямую до пересечения в точке 4. Добавочное сопротивление в этом режиме : Rдоб = l56 ∙ mR .