русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Организация управления кадровыми процессами.


Дата добавления: 2014-09-29; просмотров: 937; Нарушение авторских прав


 

Организация управления кадровыми процессами рассматрива­ется в категориальном поле теории систем и предстает с этой точ­ки зрения как последовательность видов деятельности по: 1) организации субъекта управления; 2) организации объекта управле­ния; 3) организации механизмов взаимодействия между ними; 4) организации условий протекания процессов.

Тех­нология организации субъекта управления в значительной мере универсальна. Ее содержание включает в себя:

• формулировку целей и задач:

• определение состава и места подразделений;

• ресурсное обеспечение, включая численность работающих;

• разработку регламентирующих процедур, документов, положений.

Организация объекта управления, то есть самих кадровых процес­сов, имеет своей целью направить, приспособить, оформить их по возможности таким образом, чтобы влияние на них со стороны субъек­та было как можно более эффективным. Так, процесс подготовки кадров в ВУЗе предполагает группировку студентов по специальнос­тям, курсам и другим параметрам, организацию процесса обучения

• по месту, времени, содержанию и т. д. Для этого формируются учебные группы, составляется расписание занятий, утверждаются учебные планы и программы.

Аналогичным образом, по возможности, приспосабливаются под цели субъектов и формы протекания других кадровых процессов. Адаптация — специальный период испытательного срока при приеме на работу. Такая практика существует почти во всех странах. Карьерное продвижение также расчленено на ступени — ранги, квалификационные разряды, оформлено рядом условий и процедур.

Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающиеся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных. Социальных и организационно-экономических условиях труда.

Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную адаптацию.



Виды адаптации и факторы, на нее влияющие представлены в таблице 4. [Приложение 12]

Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. Удовлетворенность трудом наступает при достижении определенных результатов, а последние приходят по мере освоения сотрудником специфики работы на конкретном рабочем месте.

В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности все условий, оказывающих различное психофизическое воздействие на работника во время труда.

В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

В процессе организационно-административной адаптации работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. У него должна сформироваться собственная роль в производственном процессе.

Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.

В процессе санитарно-гигиенической адаптации работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распорядка.

Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии.

В качестве регуляторов кадровых процессов органы управления используют познанные и освоенные факторы этих процессов:

- Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

- Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов, достаточно трудно определить силу их воздействия и конечный эффект.

- С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Эти методы основаны на использовании экономического механизма.

- Социально-психологические методы управления в свою очередь основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

Все виды методов органично связаны между собой, более подробно методы управления персоналом изложены в таблице 5. [Приложение 13]

Система управления включает в качестве одного из важней­ших элементов разработку прогнозов различной временной про­должительности. Суть различий между функциями планирования и прогнозирования заключается в том, что планирование в узком смысле есть процесс принятия и практического осуществления плановых, управляющих решений, а прогнозирование призвано формировать и подготавливать научные предпосылки принятия плановых решений.

Основными функциями прогнозирования являются: проведение ко­личественного и качественного анализа тенденций развития хозяй­ства, отдельных отраслей, регионов, проблем, новых явлений и т. п.: вероятностное, альтернативное предвидение будущего развития хо­зяйства (его отраслей, регионов и т. л.) с учетом сложившихся тенденций и обоснованных целевых установок; оценка эффективности и последствий и

Определение потребности производственных и непроизводствен­ных отраслей хозяйства в квалифицированных рабочих и специа­листах на плановый период является центральной и в методологи­ческом отношении наиболее сложной проблемой кадровой политики.

Методика определения потребности в квалифицированных кадрах должна обеспечивать возможность расчета требуемой численности рабочих (по основным профессиям) и специалистов (по группам специальностей) в отраслевом и территориальном разрезах с учетом потребностей хозяйства, сбалансированной с численностью трудо­способного населения страны в целом и отдельных территориальных единиц (областей, районов, крупных городов). В связи с этим ис­ключительно важно обоснование методов, позволяющих с достаточ­ной степенью точности определить, сколько, каких и где требуется квалифицированных кадров.

Для определения потребности в квалифицированных кадрах ис­пользуются, в основном, следующие методы: нормативный (нор­мативов насыщенности, штатный, штатно-номенклатурный, штатно-нормативный), балансовый, экономико-математического моделирования, экспертных оценок, сравнения (предприятия-образца и международные сравнения).

Ниже приведена краткая характеристика названных методов.

Нормативный метод. Использование нормативного метода предполагает расчет общей численности работников (рабочих и специалистов отдельно) на основе планируемого объема производства (продук­ции, работ, услуг) и прогрессивных норм выработки. Так, напри­мер, плановая численность рабочих по профессиям в строительной области определяется на основе укрупненных нормативов числен­ности, приходящейся на 1 млн усл. ед. строительно-монтажных ра­бот, или на единицу конечной продукции в натуральном измере­нии (1 тыс.м2 обшей площади жилых домов и т. д.).

На основе исчисленной общей потребности в квалифицирован­ных кадрах на плановый период определяется дополнительная по­требность как разность между обшей численностью в плановом периоде и ожидаемой (фактической) за предшествующий период.

Использование нормативного метода целесообразно при разработ­ке долгосрочных планов (на 5, 10 и 20 лет). Недостат­ком данного метода является необходимость постоянного пересмотра всей системы норм и нормативов, что является весьма сложным и трудоемким процессом.

Штатный метод предполагает использование типовых схем уп­равления производством и типовых штатных расписаний. Достоин­ством этого метода является простота и незначительная трудоем­кость расчетов. В качестве недостатка следует отметить перенесение сложившихся пропорций в штатных расписаниях на перспективу и слабый учет изменяющихся потребностей производства.

Штатно-номенклатурный метод предполагает определение до­полнительной потребности в специалистах, на основе сопоставле­ния штатных расписаний и номенклатур должностей. Этот метод может обеспечить достаточную точность определения дополни­тельной потребности в специалистах при условии наличия науч­но обоснованных организационных структур управления и но­менклатур должностей, наиболее полно отражающих характер и сложность выполнения работ специалистами на различных уров­нях управления.

Общая потребность определяется путем деления объема работ в плановом году на норматив нагрузки на одного работника. Этот метод целесообразно использовать при определении потребности в специалистах отраслей непроизводствен­ной сферы (просвещение, здравоохранение, культура и т. д.), а также в других отраслях хозяйства, где существует возможность четкого опре­деления объема работ для конкретного специалиста и устанавливаются нормы его труда (например, при обслуживании специалистами слож­ных систем машин и автоматизированных линий).

Штатный, штатно - номенклатурный и ме­тоды целесообразно использовать при планировании развития кад­ров на перспективный период до 5 лет.

Балансовый метод используется для установления соответствую­щих пропорций, увязывающих потребности в квалифицированных кад­рах и возможности системы образования, и реализуется путем разра­ботки системы балансов: сводный баланс трудовых ресурсов; баланс дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения; баланс потребности в подготовке квалифицирован­ных кадров; баланс вовлечения молодежи в учебу и работу.

Экономико-математические методы позволяют с наибольшей точностью обеспечить увязку всех сторон процесса планирования кадров и выбрать наиболее оптимальное решение. Преимущество экономико-математического моделирования в наибольшей степе­ни реализуется в рамках автоматизированных систем управления. В качестве недостатка рассматриваемых методов следует отметить сложность формализации изучаемых явлений, необходимость оп­ределенных упрощений важных факторов, влияющих на процесс формирования квалифицированных кадров.

Метод экспертных оценок позволяет специалистам, имеющим высокую квалификацию и длительный стаж работы, с достаточ­ной точностью определить корректирующие коэффициенты, по­зволяющие внести поправки в показатели развития кадров, ис­численные на основе статистических моделей. В связи с этим методы математической статистики должны быть дополнены методом эк­спертных оценок. Этот метод может быть использован для уста­новления удельного веса специалистов в конкретной группе спе­циальностей.

Метод сравнения состоит в том, что на основе анализа развития явлений и процессов в высокоразвитой системе в целом делаются проектировки для менее развитой системы. Например, при сопос­тавлении уровней развития высшего образования по отдельным экономическим районам за основу долгосрочной перспективы под­готовки специалистов берется в качестве эталона район или город с более высоким, чем по стране в целом, уровнем насыщенности специалистами. Определенный интерес может также представить сравнение уровней насыщенности специалистами в стране и в дру­гих высокоразвитых государствах.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы управления кадровыми процессами. | Социально-психологическая инфраструктура организации и ее учет в управлении кадрами.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.036 сек.