Приведение моментов и усилий сопротивления к одной
Анализ уравнения движения электропривода
Момент, развиваемый электрическим двигателем , идет на преодоление момента сопротивления машины и на изменение запаса кинетической энергии системы двигатель-рабочая машина. Это изменение носит название динамического момента. По значению он равен разности моментов двигателя и рабочей машины. Как следует из анализа правой части выражений (1.10) и (1.11), динамический момент двигателя складывается из двух составляющих.
Первая составляющая связана с изменением частоты вращения, вторая составляющая
или
- с изменением момента инерции в зависимости от угла поворота , времени t или пути L.
В большинстве рабочих машин значения момента инерции J и массы m постоянны или мало изменяются. Этим изменением можно пренебречь и принять J и m постоянными. Тогда
(1.12)
(1.13)
Знак динамического момента влияет на характер движения электропривода. При анализе этих выражений возможны несколько случаев.
Первый случай. Пусть МД - МС > 0. Момент инерции J всегда положителен, поэтому Следовательно, при положительном динамической моменте движение будет ускоренным, двигатель с рабочей машиной будут разгоняться.
Второй случай. Если МД - МС < 0 и J > 0, то . Следовательно, движение замедляется, и двигатель с рабочей машиной будет тормозиться.
Третий случай. МД - МС = 0, то есть МД = МСтогда
(движение с установившейся частотой вращения).
Рабочие машины очень часто приводятся в движение электрическими двигателями через редукторы или клиноременные передачи. Кинематическая схема подобных передач представлена на рис.1.1, откуда видно, что части механизма вращаются с различными частотами вращения. Из курса теоретической механики известно, что на каждой оси (рабочей машины, редуктора, электродвигателя) действуют свои моменты, значения которых зависят от угловой частоты вращения. Характер изменения моментов и скорости определяется из системы дифференциальных уравнений, составленной для каждой скорости (оси). При одноступенчатом редукторе система состоит из двух уравнений, при двухступенчатом - из трех и т.д.
Решение подобных систем дифференциальных уравнений связано с определенными трудностями. Задача упрощается, если выполнить приведение (или перерасчет) моментов и усилий к одной частоте вращения, одному валу: двигателя или рабочей машины.
В расчетах переходных процессов и установившихся режимов электрического двигателя нас интересуют моменты на его валу, поэтому моменты и усилия приводятся к частоте вращения этого двигателя [7].
Условием приведения является равенство мощностей на валу двигателя реальной и условной, или приведенной кинематических схем.
В реальной схеме мощность на валу рабочей машины
(1.14)
на валу двигателя
(1.15)
Мощность на валу двигателя в приведенной схеме
Р = МДВωД = МСωД . (1.16)
Согласно условию приведения моментов левые части двух последних уравнений равны, следовательно, равны и правые:
отсюда
, (1.17)
где - передаточное отношение редуктора,
Для поступательного движения получено аналогично:
MC = FMVM/ (1.18) ; FC = FMVM/ (1.19)
Выражения (1.17...1.19) получены для двигательного режима работы, когда электрическая энергия преобразуется в механическую и передается рабочей машине. В тормозном режиме электродвигателя направление движения энергии меняется. Механическая энергия от рабочей машины передается к электродвигателю, который
преобразует ее в электрическую.
Мощность на валу электродвигателя
PC == MM. (1.20)
В этом случае выражения (1.17...1.19) будут иметь вид:
(1.21) (1.22) (1.23)
Если редуктор состоит из n ступеней, то передаточное
отношение и КПД его:
и
Как отмечалось, в сельскохозяйственном производстве в основном работают тихоходные рабочие машины, для которых необходимы понижающие редукторы. Поэтому по значению приведенные моменты будут меньше реальных. Но, например, у молочных сепараторов установлен повышающий редуктор с , поэтому его приведенный момент сопротивления окажется больше момента барабана сепаратора.