Электрическим приводом называется машинное устройство, служащее для преобразования электрической энергии в механическую и обратно и для управления ею. Основными элементами электропривода являются: электрический двигатель, соединительные устройства, аппаратура управления и защиты и преобразовательные устройства.
В зависимости от характерных признаков электроприводы разделяются на следующие виды:
По назначению - на главный, обеспечивающий главное движение исполнительного органа рабочей машины или основную операцию процесса, и на вспомогательный, обеспечивающий вспомогательное движение исполнительных органов рабочей машины или вспомогательные операции процесса.
По характеру движения, электродвигательного устройства - на вращательный, в котором использован вращающийся электродвигатель и на линейный, электродвигательным устройством которого является линейный электродвигатель.
По принципу управления частотой вращения и положением исполнительного органа – на нерегулируемый и регулируемый электропривод, нереверсивный и реверсивный, позиционный, следящий, программно-управляемый, адаптивный и др.
По принципу действия электродвигательного устройства - на электропривод непрерывного действия, подвижные части электродвигательного устройства, которого во время работы находятся в непрерывном движении, и на дискретный электропривод, подвижные части которого движутся через промежутки времени
(скачками).
по виду связи с исполнительным органом рабочей машины - на редукторный, безредукторный, имеющий непосредственную связь электродвигателя с исполнительным органом; на электрогидравлический, имеющий гидравлическое передаточное устройство, и на маховиковый.
По характеру использования электродвигателя - на групповой, где от одного электродвигателя приводится в движение несколько рабочих машин или несколько рабочих органов одной машины; на индивидуальный, обеспечивающий движение одного исполнительного органа рабочей машины; на взаимосвязанный электропривод, в котором подвижные части двух или более двигателей связаны между собой и на многодвигательный, в котором отдельные рабочие органы рабочей машины приводятся в действие отдельными электродвигателями.
По роду тока и виду электродвигательного устройства - на электропривод постоянного тока с двигателями постоянного тока, на электропривод переменного тока с двигателями переменного тока; асинхронные, синхронные, вентильные и др.
По виду источника питания - на электропривод, питающийся от сети, и на автономный электропривод, питающийся от аккумуляторных батарей, дизельного генератора и т.д.
По виду преобразовательного устройства: УВ-Д управляемый выпрямитель –двигатель; ШИП-Д широтно-импульсный преобразователь – двигатель; ТПН-АД тиристорный преобразователь напряжения –асинхронный двигатель; ППЧ-АД полупроводниковый преобразователь частоты – асинхронный двигатель и др. По степени автоматизации электропривод может быть: неавтоматизированным, автоматизированным и автоматическим.
Совместная работа электропривода с рабочими органами машины сопровождается колебаниями частоты вращения, тока и момента двигателя. Эти изменения вызываются, с одной стороны, изменением частоты и напряжения питающей сети, потока возбуждения или введением добавочных сопротивлений в цепь якоря, ротора и статора; с другой стороны, колебания частоты вращения или момента двигателя вызываются переменным характером нагрузки рабочей машины. Колебания частоты вращения снижают производительность агрегатов, ухудшают качество обрабатываемого материала или продукта. Изменение частоты вращения, вызванное частыми пусками и остановками электродвигателя и рабочей машины, приводит к перерасходу электрической энергии, что, в конечном счете, повышает себестоимость изделий или продуктов. Таким образом, определение характера изменения частоты вращения рабочей машины имеет вполне определенный практический интерес.
Рассмотрим систему, состоящую из электрического привода и
рабочей машины.
Характер изменения моментов двигателя и рабочей машины при разгоне и торможении, регулировании или стабилизации частоты вращения определяется по закону сохранения энергии:
АД = АС - АJ, (1.1)
где АД - энергия, отдаваемая электрическим двигателем;
АС - энергия, потребляемая рабочей машиной; - кинетическая энергия, запасенная в движущихся частях электродвигателя и рабочей машины.
Для вращательного движения
АJ = Jω2/2, (1.2)
где J - суммарный момент инерции системы двигатель - рабочая машина; ω – частота вращения двигателя. Подставим выражение (1.2) в (1.1):
АД - АС = Jω2/2. (1.3)
Дифференцируем левую и правую части последнего выражения:
(1.4)
При этом получим
(1.5)
Левая часть выражения (1.5) представляет собой разность мощностей двигателя и рабочей машины:
. (1.6)
Поделим на угловую частоту вращения левую и правую части:
(1.7)
Полученное выражение носит название уравнения движения электропривода. Оно справедливо для вращательного движения. Для поступательного движения запас кинетической энергии
(1.8)
где m - масса поступательно движущихся частей рабочей машины и электродвигателя; v - линейная скорость движения.
Подставим (1.8) в (1.3) и после небольших преобразований получим:
(1.9)
Это уравнение движения электропривода для поступательного движения. Для выяснения физического смысла уравнения движения электропривода проведем некоторые преобразования выражения (1.7): умножим числитель и знаменатель второго слагаемого на ω.
Так как , то
(1.10)
аналогично для (1.9):
(1.11)
Выражения (1.10...1.11) позволяют анализировать характер движения, изменения моментов двигателя и рабочей машины в