В универсальном понимании политика представляет собой особый вид человеческой деятельности, связанный с получением и осуществлением власти, прежде всего государственной. Это сфера деятельности между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема получения, удержания и использования государственной власти.
Политика - это деятельность, органически включающая в себя совокупность всех социальных субъектов, призванных ее осуществлять, т. е. кадров государственного, социального и хозяйственного управления.
Поэтому кадры - не только социально-экономическая, но и политическая проблема.
Для муниципального уровня политический подход к анализу кадрового потенциала имеет ряд особенностей. Необходимо признать, что политика в большей мере вырабатывается на федеральном уровне, на региональном и местном она реализуется в практике управления. Поэтому употребление понятий «муниципальная кадровая политика», «социальная», «экономическая», «культурная», «демографическая» на этом уровне правомерно в большей мере отнести к выработке концепций развития местного сообщества, разработке различного рода стратегий и местных программ, являющихся управленческим механизмом реализации общего курса развития местных сообществ. следующие:
управления.
В разработке кадровой политики можно условно выделить три основных этапа.
На первом этапе производится обоснование цели развития кадрового потенциала страны, региона, муниципального сообщества, отрасли, предприятия и формирование состава структурных звеньев, обеспечивающих достижение этой цели.
Кадровая политика должна реализовывать конечную цель, состоящую в наиболее полном удовлетворении общественных потребностей в формировании, подготовке и использовании квалифицированных кадров.
Для определения конечной цели кадровой политики возможно использование способа структуризации целей, предполагающего построение «дерева» целей, реализуемых в рамках данной кадровой политики. При таком подходе «дерево» целей имеет следующее строение:
Упомянутое «дерево» целей позволяет обоснованно определить круг предприятий, организаций и учреждений, обеспечивающих эффективное функционирование системы управления человеческими ресурсами, в том числе и на местном уровне.
Второй этап включает разработку методических рекомендаций по составлению целевых программ развития комплексов по управлению человеческими ресурсами.
Программа развития кадрового комплекса может включать следующие разделы:
1. Структура комплекса.
В этом разделе содержатся сведения о составе комплекса по управлению человеческими ресурсами, перечень всех его структурных звеньев по установленным выше группам с указанием их характеристик.
2. Основные показатели оценки и планирования деятельности комплекса и его структурных звеньев.
Можно рекомендовать систему основных показателей деятельности комплекса по управлению человеческими ресурсами на уровне региона и местного сообщества (Таблица 3). [Приложение 11]
3. Анализ исходного уровня развития кадрового комплекса.
Анализ проводится по показателям указанной таблицы. При этом необходимо учитывать определение потребности самого комплекса в квалифицированных кадрах и выявление ее соответствия современному уровню в анализируемом периоде. Причем подготовка таких специалистов должна осуществляться в органическом единстве с учетом обеспечения всех стадий жизненного цикла данного комплекса (научные исследования, проектирование, реализация, эксплуатация).
4. Разработка прогноза развития кадрового комплекса.
Разработка прогнозов осуществляется также по показателям, представленным в табл. 4. Для этой цели необходимо разработать следующие прогнозы: численности населения; численности трудоспособного населения; потребности населения в работе; коэффициентов трудовой активности различных половозрастных групп; потребности населения в образовании; потребности хозяйства в квалифицированных кадрах; количества рабочих мест; развития системы образования (всех ее звеньев); перспективной занятости населения в отраслях хозяйства; роста производительности труда; развития предпринимательства; развития основных групп структурных звеньев, обеспечивающих кадровый комплекс; объема капитальных вложений на развитие этого комплекса; потребности в ресурсах (трудовых, материальных, финансовых).
5. Количественное определение цели развития кадрового комплекса на планируемый период.
Этот раздел программы разрабатывается после определения окончательной величины капитальных вложений, в развитие данного комплекса. Эта величина, а также результаты анализа и выполненные прогнозы представляют исходную информацию, необходимую для определения количественного уровня цели, который должен быть достигнут в планируемом периоде. В качестве конечной цели кадровой программы должен выступать уровень образования и профессиональной подготовки работников на конец прогнозируемого периода и уровень обеспеченности кадровой потребности.
6. Определение структурной части разработки кадровой политики.
Основу структурной части программы развития кадрового комплекса составляют определение перечня и содержания мероприятий по достижению цели, их взаимная увязка, установление сроков выполнения. В этом разделе находят отражение следующие мероприятия: совершенствование демографической политики (материальная помошь многодетным семьям, организация дошкольных учреждений, организация детского досуга и т. д.); улучшение медицинского обслуживания, охраны труда и здоровья; повышение эффективности подготовки учащихся в общеобразовательных школах и усиление их профориентации; улучшение системы комплектования кадрами отраслей и регионов, развитие службы занятости; повышение эффективности подготовки квалифицированных рабочих и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; совершенствование системы распределения и перераспределения квалифицированных кадров; повышение эффективности использования квалифицированных кадров: развитие системы управления человеческими ресурсами. Каждое из вышеперечисленных направлений должно быть обосновано расчетами и привязано к конкретным исполнителям.
7. Обоснование ресурсной части кадровой политики.
Обязательным условием разработки этой части программы является увязка конечных показателей развития кадрового комплекса со всеми видами производственных ресурсов (материальными, трудовыми, финансовыми), а также с мощностями строительно-монтажных и других производственных организаций.
На третьем этапе производится выбор оптимального варианта кадровой программы, который осуществляется с учетом следующих исходных предпосылок.
1. Эффективность есть свойство, присущее целенаправленным системам и проявляющееся в процессе их функционирования по отношению к поставленным целям. Критерием эффективности функционирования системы следует считать степень (меру, вероятность) достижения конкретной цели. При этом цель функции общественного производства можно выразить либо как производство максимума потребительной стоимости при заданных затратах ресурсов, либо как производство заданной потребительной стоимости при минимальных затратах ресурсов. Степень достижения этой цели и будет определять эффективность производства.
Рост (уменьшение) эффективности использования квалифицированных кадров приводит к соответствующему росту (уменьшению) эффективности производства продукции там, где эти кадры используются, и, в конечном счете, к росту (уменьшению) эффективности воспроизводства и функционирования всего хозяйства в целом. Такой подход к определению эффективности воспроизводства кадров обеспечивает взаимосвязь между показателями хозяйственной эффективности и эффективности подготовки и использования кадров.
2. К. числу важнейших направлений разработки кадровой политики относятся: создание целевых программ развития кадров, основывающихся на комплексной системе социальных, демографических и экономических прогнозов: рациональная организация процесса разработки кадровой стратегии, основанной на использовании совместимости структурных компонентов и «сквозных» показателей кадровых программ; развитие программно-целевых методов разработки кадровой политики, предусматривающих формирование совокупности кадровых программ на разных уровнях управления человеческими ресурсами; совершенствование плановых показателей кадровой политики, аналитически отражающих систему действующих социальных и экономических законов; упорядочение нормативной базы разработки кадровой политики в соответствии с современными условиями социального управления; обеспечение рационального сочетания территориального и отраслевого планирования и прогнозирования развития кадров на основе учета интересов отдельных работников, предприятий, отраслей, регионов и общества в целом.
3. В разработке кадровой политики условно выделяют три основных этапа: на первом этапе производится обоснование цели развития кадрового потенциала и формирование состава структурных звеньев, обеспечивающих достижение этой цели; второй этап включает разработку и обоснование методических рекомендаций по составлению целевых программ развития организационных комплексов по управлению человеческими ресурсами; на третьем этапе производится выбор оптимального варианта программы кадровой политики, который осуществляется в направлении достижения наибольшей эффективности в сфере управления человеческими ресурсами.
Неразрывной частью кадровых процессов и соответствующей им кадровой политики, призванной воздействовать на их развитие, являются кадровые процессы в системе власти и управления.
Напомним, что к числу кадров власти и управления относятся:
• политические деятели и кадры общественных и политических организаций;
• государственные служащие, т. е. аппарат органов государственной власти и управления.
Различия этих категорий кадров отражаются как на их правовом положении, так и на содержании выполняемых ими функций.
Порядок комплектования штатов общественных организаций, их структура и предъявляемые к кадрам требования определяются уставами этих организаций и внутренними актами, издаваемыми на основе принципов муниципального и, общественного самоуправления.
Положение государственных служащих определяется местом того или иного органа в системе государственной власти и управления, конкретной функцией, которую они выполняют в том или ином учреждении.
Для решения подобного рода проблем целесообразно использование системной методологии, позволяющей осуществить не только анализ, но и синтез исследуемой или создаваемой системы, разрабатывать модели ее поведения, прогнозировать различные состояния и тенденции развития.
- Принцип системности требует всестороннего (многоаспектного) целостного, целесообразного, открытого подхода к исследуемой задаче и процессу ее решения.
Только системный подход позволяет отразить современную кадровую политику в сфере государственного и муниципального управления во всей ее целостности как сложную систему, представляющую собой совокупность политических и организационных мер, направленных на формирование высокопрофессионального кадрового состава органов государственной власти и местного самоуправления.
- Принцип целостности выражает требование взаимосвязанного подхода к анализу и решению комплекса проблем, обеспечивающих эффективность деятельности государственных и муниципальных служащих через действие механизмов кадровой политики.
- Принцип целесообразности в государственной кадровой политике направлен на повышение ее эффективности, которая выражается в развитии способности аппарата органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивать высокое качество решения всего комплекса задач, за которые несут ответственность государственные и муниципальные служащие, как каждый в отдельности, так и в целом все вместе.
Одной из чрезвычайно серьезных болезней практически всех государств, а для России в настоящее время в особенности запущенной, является проблема коррупции и злоупотребления властью.
Необходима целостная система мер контроля за деятельностью государственных и муниципальных служащих, эффективная антикоррупционная политика. Вполне очевидно, что это является как предметом деятельности правоохранительных органов, так и серьезной работой внутри аппарата органов власти и самоуправления, а также общественности и средств массовой информации.
Важнейший элемент, а точнее подсистема кадровой политики - это подбор и расстановка кадров.
Особое место в кадровой политике занимает подсистема резерва кадров.
В условиях постоянного обновления и ротации кадров, как по вертикали, так и по горизонтали наличие профессионально подготовленных кандидатов на занятие вакантной должности, имеет огромное значение.