Транспортные магистрали и улично-дорожная сеть образуют каркас города, формируют его планировочную структуру. Вопросы реконструкции транспортно-дорожной сети неотделимы от общей концепции перспективного развития города.
К основным факторам, принципиально влияющим на реконструкцию транспортной системы и улично-дорожной сети города, относятся:
• перспективная численность населения города и прилегающей территории.
• административное, хозяйственное и культурно-историческое значение города;
• конфигурация и степень развития путей и устройств внешнего транспорта.
Руководящим документом при разработке планов реконструкции транспортно-дорожной сети городов является СНиП 2.07.01——89.
Приступая к реконструкции транспортно-дорожной сети города в целом, проектировщики в первую очередь ставят задачу оптимизации планировочной структуры, при которой достигались бы следующие принципиальные цели:
• равномерное распределение транспортных потоков.
• дифференциация дорожной сети по типу видов транспорта и организации движения
• ограничение транзитного движения.
• удобство связей с пригородной зоной и транспортными узлами систем, обеспёчивающих междугородние .и межгосударственные сообщения;
• снижение вредного воздействия транспортных потоков.
Приступая к реконструкции транспортно-дорожной сети, необходимо предусматривать совместное использование всех видов транспорта: от автомобиля до метрополитена и железных дорог. При этом формируют единую систему линий общественного транспорта и улично-дорожной сети.
Улицы и дороги дифференцируются по своему назначению и расчетной скорости движения ур на следующие принципиальные категории:
1. Магистральные дороги:
• скоростного движения (υр = 120 км/ч.
• регулируемого движения (υр = 80 км/ч).
2. Магистральные улицы:
а) общегородского значения (100,80):
б) районного значения 50,70:
3. Улицы и дороги местного значений:• улицы в жилой застройке (υр= 40 км/ч.
Для городов, находящихся в специфических географических или климатических условиях, а также для старинных городов классификация улично-дорожной сети может быть дополнена или изменена.
Объекты внешнего транспорта необходимо увязывать с планировочной структурой города, обеспечивая их удобное взаимодействие с транспортно-дорожной сетью и сооружениями. При реконструкции очень важно предусмотреть возможность выноса на сооружения внешнего транспорта погрузочно-разгрузочных, складских и ремонтных работ, связанных с транспортными средствами и грузами. При реконструкции городской транспортно-дорожной сети важное место занимает оптимизация размещения, организация функционирования и развития сооружений и устройств внешнего транспорта.
Эффективным приемом при реконструкции является создание объединенных устройств разных видов транспорта (железнодорожных и автомобильных вокзалов, грузовых дворов железнодорожного, автомобильного и водного транспорта и т. д.).
Реконструкция улично-дорожной сетисвязана с необходимостью оценки множества факторов. Важнейшими из них являются:
• значение реконструируемой улицы в улично-дорожной сети города и ее роль в организации движения;
• существующая и перспективная интенсивность движения, состав транспортных потоков;
• характер прилегающей застройки;
• наличие и расположение в плане наземных, и главное, подземных инженерных коммуникаций жизнеобеспечения города;
• размещение существующих транспортных сооружений (путепроводов, тоннелей, развязок в разных уровнях) и пешеходных (подземных и надземних переходов);
• расположение окружающей застройки, мешающей расширению улиц или размещению развязок.
Реконструктивные мероприятия на улично-дорожной сети, как правило, сводятся к трем принципиальным ситуациям, характеризующим транспортную нагрузку на территорию.
1. Устраивают карманы для остановок общественного транспорта. Уширяют проезжую часть улицы перед перекрестком, устраивают дополнительные правоповоротные съезды. Строят сооружения, переводящие транспорт и пешеходов на разный уровень. Изменяют схему организации движения на части реконструируемой зоны.
2. Перевод улицы в более высокую категорию. Тогда проводят перечисленные выше мероприятия по всей дороге или на значительном по протяженности участке.
3. Третья ситуация характерна наиболее напряженным движением транспорта и здесь полумерами ограничиться нельзя. В этом случае прибегают к строительству новой улицы или дороги.