Монополия осуществляет ценовой диктат с тем, чтобы выйти на неэластичный отрезок кривой спроса.
На участке I эластичность спроса очень высокая. Если фирма повышает цену, спрос резко сокращается ( ) - см. тему 2.2. Здесь стратегия фирмы состоит в понижении цены для увеличения количества продаж. Однако, это может уменьшить прибыли, если не понижаются издержки. Если же фирма оказывается на участке II , то ситуация для фирмы более благоприятна. Фирма может повышать цену, не заботясь об издержках, но для этого нужно ограничить предложение ( ). Таким образом, спрос на продукцию монополиста может быть эластичным или неэластичным в зависимости от предложения товара.
Для рассмотрения предложения можно построить основные кривые графика, отображающего предложение, по точкам.
Q
P
TR
MR
-
-
-
...
...
...
...
Монополия это крупное предприятие. Поэтому предложение монополии оказывает влияние на цену. Чем больше предлагается продукции, тем ниже будет цена (см. т. 2.1, 2.3, 1.1).
Кривая, образованная точками, характеризующими P, фактически есть кривая спроса. В отличие от рынка совершенной конкуренции кривая d(P) и кривая MR не совпадают.
В таком случае предложение на рынке чистой монополии можно характеризовать графиком.
В точке А : MC = MR, таким образом на этом уровне находится оптимальный выпуск. Однако, такое количество продукции может быть продано по цене Pb (продолжаем линию QоптА до кривой спроса). Отсюда :
S(a ) - прибыль фирмы в том случае, если бы она была фирмой на рынке совершенной конкуренции.
S(b ) - прибыль фирмы, получаемая благодаря рыночной власти.
S(g ) - издержки фирмы.
Из графика видно, что фирму не очень заботят издержки, т.к. значительная часть прибыли создается благодаря рыночной власти, а не за счет снижения издержек.
Монополия не нарушает законы рынка, не в состоянии, как считается иногда, продавать продукцию по любой цене. При этом рыночная власть монополии зависит от эластичности спроса на ее продукцию. Чем меньше эластичность, тем больше рыночная власть.
S(b ) - прибыль, являющаяся результатом монопольной власти.
Равновесие фирмы на рынке чистой монополии :
В SRP : P > MR = MC
Точнее,
В LRP Pмонопольная не будет стремиться к LRATCmin.