1. Единственный поставщик (продавец) товара на рынке. При этом товар не имеет заменителей. Ясно, что такая ситуация невероятна, хотя бы потому, что практически любой товар имеет заменители. К тому же существует импортная продукция. Однако, мы в дальнейшем будем говорить о модели чистой монополии, т.к. экономическая теория имеет дело с моделями.
2. Вход в отрасль заблокирован. Обычно это юридические барьеры, т.к. экономические барьеры не могут полностью преградить вход в отрасль конкурентам. Примером может служить предоставление телефонной компании (единственной) права оказания соответствующих услуг в городе.
3. Максимальная рыночная власть. Теоретически чистая монополия означает, что фирма (а не рынок) устанавливает цену. Для того, чтобы поднять цену фирма будет сокращать выпуск (ценовой диктат).
4. Отсутствует стратегическое поведение, т.е. фирма не учитывает поведение конкурентов, т.к. конкурентов у нее нет.
5.Фирма price - maker, т.е. она устанавливает ("делает") цены.
В действительности чистой монополии нет, хотя бы потому. Что все товары имеют заменители, и государство не дает фирмам осуществлять ценовой диктат. Но если термин "чистая монополия" использовать не в строгом смысле слова, то можно говорить о различных видах монополий.
Во-первых, следует различать экономическую и административную монополию. Экономическая монополия "вырастает" естественным путем в рыночной экономике. Это сильное предприятие, которое потеснило своих конкурентов, обеспечивая высокое качество продукции, низкие издержки и т.д. Кроме того, экономическая монополия контролируется государством. Административная монополия создается государством при административной системе управления экономикой. Это часто не самое лучшее предприятие, которому государство поручает производство того или иного товара. Эта монополия не контролируется государством с целью уменьшения ценового диктата. При административной системе управления экономикой чистая монополия возникает и благодаря тому, что государство закрепляет поставщиков сырья и материалов за предприятием, обязывает его поставлять свою продукцию какому-либо другому предприятию (или в какой-либо регион). Так возникает чистая монополия, которой в принципе не может быть в условиях рынка.
Во-вторых, выделяется естественная монополия. Это ситуация, когда весь объем необходимой продукции может быть произведен единственной фирмой. Только в этом случае АТС минимальны. К такого рода монополиям можно отнести железнодорожный транспорт, метрополитен, водоснабжение, электроснабжение населенного пункта и т.п. Естественные монополии жестко регулируются государством (цены, качество продукции, объемы производства и т.д.).
В-третьих, монополии, связанные с НТП. Открытие, сделанное в какой-либо фирме, ставит ее в положение монополиста, и государство защищает такую монополию, предоставляя фирме право в течение какого-либо времени (10-15 лет) монопольно пользоваться новшеством. Эта монополия не является опасной, т.к. подобного рода открытия могут быть сделаны и другими фирмами. Кроме того, использование новшества обычно уменьшает издержки, повышает качество, разнообразит ассортимент.
В-четвертых, это монополия государства на денежном рынке и монопсония государства на рынке военной техники.
Можно выделить и другие виды монополий, но перечисленные являются основными.
Итак, основной характеристикой чистой монополии является очень значительная рыночная власть. Существуют показатели рыночной власти:
Коэффициенты концентрации. Определяются по 4-м или 8-и крупнейшим фирмам.
Фирма А. Доля продукции в отрасли = 30 %.
Фирма В. Доля продукции в отрасли = 20 %.
Фирма С. Доля продукции в отрасли = 10 %.
Фирма D. Доля продукции в отрасли = 10 %.
Сумма долей продукции в процентах дает коэффициент концентрации = 30 + 20 + 10 + 10 = 70 %.
Если коэффициент более 50%, то отрасль высококонцентрированная. Этот показатель несовершенен, т.к. доли могут очень отличаться. Отсюда, рынки могут быть совершенно различны:
I вариант. 60 + 5 + 2,5 + 2,5 = 70 % . На рынке монополия.
II вариант. 20 + 20 + 20 + 10 = 70 %. На рынке олигополия.