Принцип «невидимой руки» рынка. Сущность и роль конкуренции в экономике.
Понятие совершенной и несовершенной конкуренции. Сущность и формы монополий. Понятие естественной монополии
Характерные особенности рынков: чистой конкуренции, монополистической
конкуренции, олигополии, монополии. Антимонопольная политика
Основные понятия темы
1. Понятие монополии и ее виды.
Термин "монополия" в переводе с греческого означает единственный продавец. Соответственно, "монопсония" значит единственный покупатель.
Появление чистой монополии может быть связано со следующим :
· Наличие особых прав (лицензии на производство какого-то товара, услуги).
· Собственность на ресурсы (месторождение каких-либо сырьевых ресурсов).
· Эффект масштаба. В отдельных случаях минимальные АТС имеют место при очень большом объеме производства, если LRATC достаточно выпукла, то фирмы, производящие меньше оптимального выпуска, не выдержат конкуренции.
· Административно-командная система управления экономикой. Производство какого-либо товара может быть "поручено" одному предприятию. При запрещении импорта этого товара образуется чистая монополия.
· Нечестная конкуренция. Нечестная конкуренция запрещена законом, но теоретически это возможно. Например, под нечестной конкуренцией понимается распространение негативной ложной информации о конкурентах.