Факторы производства, или ресурсы (factors of production) - основные компоненты, использующиеся в процессе производства. К ним относятся: труд, земля и другие природные ресурсы, капитал.
Макроэкономика (macroeconomics) - один из двух основных разделов экономической теории, изучающий поведение экономики как единого целого и таких ее совокупных величин как безработица, инфляция, их взаимодействие и влияние на рост выпуска.
Микроэкономика (microeconomics) - один из двух основных разделов экономической теории, изучающий поведение отдельных экономических единиц, их взаимодействие на рынках, в результате которого формируются цены на товары и услуги, а также на факторы производства.
Модель (model) - обобщения и предположения, сделанные в графической или математической форме.
Нормативная экономическая теория (normative economics) - часть экономической теории, содержащая в себе оценку экономической ситуации, политики и т.д.
Позитивная экономическая теория (positive economics) - часть экономической теории, описывающая и анализирующая реальные экономические явления и взаимосвязи.
Фундаментальные (основные) экономические проблемы (basic economic problems) - проблемы, присущие любому обществу. С точки зрения их решения общественные формирования можно разделить на 4 группы: 1) сообщества, решающие эти проблемы на основе инстинкта; 2) решающие эти проблемы на основе традиций; 3) на основе команды; 4) на основе рынка.
Кривая производственных возможностей(production-possibility frontier) - кривая, показывающая максимально возможный объем выпуска при полной занятости ресурсов и полном объеме производства при неизменных технологиях. Увеличение производства одного блага требует при этом сокращения производства другого.
Закон роста вмененных издержек (low of increasing relative costs) - закон, отражающий взаимосвязь между возрастанием производства одного продукта за счет сокращения другого.
Обмен(exchange), торговля (trade) - обмен товарами между индивидами или группами, осуществляемый как непосредственно (бартер), так и опосредовано с использованием денег. Обмен расширяет диапазон благ, доступных потребителю, специализацию производства. Все это способствует экономическому развитию.
Распределение (distribution) - включает в себя распределение национального дохода между частными лицами и группами. Функциональное распределение рассматривает распределение национального дохода между собственниками различных факторов производства и распределение личных доходов. Теории распределения очень разнообразны .
Потребление (consumption) - использование товаров и услуг для удовлетворения текущих потребностей. Практическое измерение объемов потребления представляет большие трудности.
Производство (production) - преобразование факторов производства в товары и услуги, предназначенные для личного потребления и инвестирования.
Рынок (market) - система, управляемая соотношением спроса покупателей и предложением продавцов.
Рыночная экономика (market economy) - форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.
Административно-командная экономика (command economy) - форма экономической организации, при которой правительство распределяет ресурсы и обязывает отдельных лиц и предприятий действовать в соответствии с правительственными решениями.
Смешанная экономика (mixed economy) - форма экономической организации, при которой частная система управления рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику с помощью административных или экономических инструментов.
Рыночная власть (market power) - способность одного или группы продавцов или покупателей влиять на цены продаваемых или покупаемых ими товаров или услуг.
Рынок совершенной конкуренции (perfect market) - рыночная модель, для которой характерно отсутствие рыночной власти .
Рынки несовершенной конкуренции (imperfect markets) - рыночные модели, характеризующиеся наличием различной степени рыночной власти .
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 2.1. Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя