русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Измерение, сравнение и описание.


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2090; Нарушение авторских прав


Измерение как метод есть система фиксации и регистрации количественных характеристик измеряемой системы. Для техни­ческих и биологических систем измерение связано с эталонами измерения, единицами измерения, мерами и приборами измере­ния. Для социальных систем процедуры измерения связаны с показателями, статистическими, отчетными и плановыми; едини­цами измерения.

Использование метода измерения требует всестороннего учета единства количественной и качественной сторон изучаемой сис­темы. Познание качественной стороны возможно только через познание количественных характеристик. Наиболее развернута концепция метода измерения в математических и количественных методах. Познавательные возможности математических методов состоят в следующем: выражение свойств, параметров, связей в виде коли­чественных характеристик делает возможным воспроизводить их в эксперименте; с его помощью стало возможно с требуемойточностью описывать экономические, социальные, биологичес­кие и другие процессы. Измерение - более точное познавательное сред­ство. Ценность измерения в том, что оно дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности являетсяточность, которая зависит от усердия исследователя, от применяемых им методов, но главным образом — от использующихся и применяемых измери­тельных приборов. В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение.

Измерение как метод исследования систем управления тесно связан с оценкой результатов измерений.

Оценка — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является по­казатель. Без оценок невоз­можны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может провести менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.



Для оценки необходимо: выделение объекта и предмета оценки; установление критериев оценки и шкалы измерения; построение процедуры и системы оценки; выбор средств и методов оценки; использование результатов оценки.

Оценки могут быть различными. В каждом конкретном случае исследо­вателю приходится выбирать тот вид, который может быть наиболее прием­лемым и эффективном. Этот выбор определяется как характером исследуе­мых проблем, так и возможностями оценивания. Специфика оценивания проблем управления заключается в том, что все они в конечном итоге связа­ны с деятельностью человека и его человеческими качествами. Многие па­раметры управления невозможно измерить достаточно точно, а некоторые даже вообще выделить и каким-либо образом отграничить. Поэтому многие оценки необходимо строить на статистическом анализе, либо использовать социометрические методы тесты и экспертные оценки.

По области и масштабам оценивания тех или иных ситуаций можно выделить оценки общие и локальные. Так проявляются и проблемы управления. Одни из них имеют общий характер, другие — ограничены какой-либо областью деятельности. Методология исследования должна предусматривать различие этих видов.

Оценки могут быть простыми и сложными, в зависимости от того, предполагают ли они множество расчетов или построены на измере­нии первичной информации.

В оценках большую роль играет момент и продолжительность их проведения. По этому критерию можно выделить оценки эпизодиче­ские и периодические. Первые вызываются необходимостью кон­кретной ситуации, возникновением и обострением новых проблем, вторые — систематическим исследованием управления, мониторин­гом качества.

Всякая оценка отражает потребность поиска и решения проблем и требует затрат определенных ресурсов. Поэтому можно дифферен­цировать оценки по критерию точности измерения параметров. Су­ществуют оценки точные и приблизительные (грубые, предваритель­ные, ориентировочные, порядковые). Вторая группа способствует экономии ресурсов при поиске ведущих проблем. Но глубокий ана­лиз и ответственные исследования необходимо строить на предельно строгих и точных оценках.

По организации оценивания можно выделить оценки коллективные и индивидуальные.

Методика проведения оценки имеет ключевое значение в ее коррект­ности. В исследовании управления часто используются два вида оценки — тестовая и экспертная. Не исключаются и их различные комбинации. Тестовая оценка может быть очень эффективной, но зависит от ка­чества тестов, а успех экспертной оценки в значительной мере опре­деляется принципами формирования экспертных групп и организа­ции их работы.

По получению информации и методике ее обработки можно выде­лить также статистическую и нестатистическую оценку. Искусство исследования, помимо всего прочего проявляется и в выборе вида оценок в конкретных обстоятельствах.

Сравнение — одно из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что "все познается в сравнении". Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сущность этого метода состоит в установлении сходства или различия явлений в целом или в каких-либо призна­ках.

Для того, чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; для познания объектов их сравнение должно осуще­ствляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

При сравнении различных вариантов используются следующие математические выражения: M (a) > M (b); M (a) < M (b); M (a) = M (b), которые соответствуют терминам “больше”, “меньше” и “равно”. В отличие от классификации, которая позволяет отнести исследуемый объект к тому или иному классу, сравнение дает более точную информацию об интересующем нас явлении или свойстве.

Сравнение, как метод познания, лежит в основе сравнительного анализа развития социальных систем, регионов, предприятий, анализе проектов, проектов и т.д.

Описание - специфический метод получения эмпирико-теоретического знания. Его сущность — в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таб­лиц, схем, графиков и других обозначений. Благодаря системати­зации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, явление, процесс, предмет отражаются в целом как система. В процессе описания устанавливаются не только факты, но и зависимости между ними: последовательность, одновременность, причин­ность, взаимосвязь, взаимоисключение и другие. Обобщение и абстрагирование, классификация данных наблюдения, экспери­мента, измерения на языке науки, имеющие место в описании, делают факты базисом для дальнейших логических операций

Как метод получения нового знания, описание может осущест­вляться средствами естественного языка (явления описываются без строгого указания их количественных характеристик), статис­тическими методами (таблицами, рядами, индексами, используя корреляционно-регрессионные зависимости и т.п.), графически­ми методами при помощи графиков, диаграмм и т.д.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наблюдение и эксперимент | Алгоритм разработки модели.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.