русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Наблюдение и эксперимент


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2807; Нарушение авторских прав


Управления

Ранги оцениваемых объектов

i
x i j

 

Имеем: rj = 3; t1 = 2; t2 = 4; t3 = 2. В итоге коэффициент конкордации определяется по формуле

 

где

Если все ранги, установленные j-м экспертом, различны, то Тj = 0. Коэффициент конкордации принимает значения в пределах отрезка [0,1]. При полной согласованности мнений экспертов W = 1. Изменение W от 1 до 0 соответствует уменьшению согласо­ванности. Можно полагать, что при W < 0,5 согласованность экс­пертов низкая; при W ≥ 0,5 - удовлетворительная.

Оценка компетентности экспертов. При оценке компетентнос­ти экспертов учитываются следующие факторы: специализация экс­перта, стаж работы, опыт работы в данной области, научная классификация, широта кругозора.

Оценка компетентности экспертов чаще всего производится по двум коэффициентам: объективному коэффициенту компетентнос­ти и коэффициенту относительной самооценки эксперта. Данные коэффициенты можно использовать раздельно и комплексно.

Объективный коэффициент определяется путём заполнения специальной таблицы, содержащей вопросы по всем факторам, вли­яющим на компетентность эксперта. Коэффициент относительной самооценки эксперта получается путем оценки самим экспертом своих знаний по данному вопросу в пределах предлагаемой ему шкалы, например от 0 до 1. Коэффициенты компетентности позво­ляют: пересмотреть состав экспертной группы и исключить экспертов, имеющих низкую компетентность; скорректировать оценки коллективного мнения экспертной группы. В последнем случае, например, средняя коллективная оценка объекта будет равна:

 

где λj - коэффициент компетентности эксперта j;

x i j - оценка объекта i экспертом j.



В некоторых случаях компетентность экспертов можно оцени­вать по результатам экспертного опроса, анализируя степень отклонения и относительную неравномерность формируемых оценок.

Тема 7. Эмпирико – теоретические методы исследования систем

Эмпирическое знание – это знание, полученное из опыта и наблюдаемое непосредственно. Методы получения эмпирических знаний могут быть пассивными и активными.

Наблюдение это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искус­ственном, специально организованном эксперименте.

Познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия особеннос­тей объекта наблюдения, условий наблюдения, совершенства из­мерений. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю информацию для фор­мирования и фиксации научных фактов.

Функции этого метода:

1. Фиксация и регистрация информации;

2. Предварительная, на базе имеющейся теории, классификация научных фактов (по признакам: новизна зафиксированных фактов, объем информации, содержащейся в фактах, особенности свойств и связей);

3. Сравнение зафиксированных фактов с тем, что известно в науке, с фактами, характеризующими другие, подобные систе­мы.

На основе реализации этих функций могут быть сформули­рованы догадки, а затем и рабочие гипотезы.

Наблюдение представляет собой активный познава­тельный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, высту­пающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

Наблюдения в исследовании имеют своей целью проверку той или иной гипотезы или теории и, поэтому они существенным образом зависят от этой цели. Исследователь не просто регистрирует любые факты, но и сознательно отбирает те из них, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть его идеи.

Всякое наблюдение предполагает наличие некоторого наблюдаемого объекта и воспринимающего его субъекта, который осуществляет наблюдение в конкретных условиях места и времени, а также специальных средств наблюдения (фото и телеаппаратуры и т.п.), назначение которых состоит в том, чтобы компенсировать природную ограниченность органов чувств человека, повысить точность и объективность результатов наблюдения.

Для того, чтобы быть плодотворным методом позна­ния, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: планомерность, целенаправленность, активность, систематичность.

Наблюдение как средство познания дает первичную информацию о мире.

Эксперимент — это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способство­вать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений объектов и (или) проверке истинности теории в отношении этих свойств, связей, отношений. Онпредполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с цепью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Алгоритм проведения эксперимента:

определение целей эксперимента, обоснование условий, которые способствовали бы наиболее полному и всестороннему проявле­нию свойств, отношений, связей системы и ее компонентов;

разработка систем показателей, измерителей, ориентиров (для производственных и социальных экспериментов), технических средств и устройств (для технических экспериментов);

планирование эксперимента;

наблюде­ние, измерение, фиксирование обнаруженных свойств, отноше­ний, связей, тенденций развития; статистическая обработка ре­зультатов эксперимента;

контроль эксперимента;

предварительная классификация и срав­нение статистических данных о результатах эксперимента;

интерпретация (истолкование) результатов эксперимента.

Экспериментальное изучение объектов по сравне­нию с наблюдением имеет ряд преимуществ: в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде«; эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Характерная особенность эксперимента как специального метода эмпирического исследования заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Исследователь здесь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания. Он может осуществить такое вмешательство путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменить условия, в которых происходит этот процесс. И в том и в другом случае результаты испытания точно фиксируются и контролируются.

Принята следующая классификация видов экспериментов (рис.20).

 

Классификация видов экспериментов
По цели
По характеру исследования
По методу исследования
по характеру объекта исследования
проверочный
поисковый
лабораторный
производственный
специальный
качественный
количественный
реальный
модельный
мысленный

 


Рис.20. Классификация видов экспериментов

Проверочный эксперимент служит для эмпирической проверки той или иной гипотезы или теории.

Поисковые эксперименты служат для сбора необходимой для построения или уточнения некоторой догадки или предположения эмпирической информации.

Мысленный эксперимент— это экспериментирование в мышлении, по­строение мышления по принципу "а что если...". Его эффективность зави­сит от индивидуальных способностей к творческой деятельности, овладения методологией мысленного экспериментирования.

Реальный эксперимент – объектом изучения служит реально существующий предмет или процесс.

Модельный эксперимент проводится на специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она показывает поведение объекта при их измене­нии. Разные варианты такого поведения позволяют объяснять явления, уста­навливать новые зависимости, предсказывать возможные тенденции.

Качественные эксперименты проводятся с целью выявления действия тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между ними.

Количественный эксперимент проводится с целью точного измерения всех существенных факторов, влияющих на поведение исследуемого объекта или ход процесса. Проведение такого эксперимента требует использования значительного количества регистрирующей и измерительной аппаратуры, а результаты измерений нуждаются в более или менее сложной математической обработке.

Эксперимент, в отличие от наблюдения, является ак­тивным методом исследования систем управления.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статистические методы обработки экспертной информации | Измерение, сравнение и описание.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.