русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Тема 5. Логические методы исследования систем управления


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1691; Нарушение авторских прав


Рис.16. Виды интервью

Рис.15. Виды анкетирования

Закрытые вопросы сопровождаются возможными ответами, а открытые – требуют прямого ответа на вопрос. Основным инструментарием, используемым в ходе анкетирования, являются анкеты. Анкета – упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, представленный в виде опросного листа, который имеет жестко фиксированный порядок и структуру, при этом ответы регистрируются респондентом либо один на один, либо в присутствии анкетера.

Интервью – проводимый по определенному плану устный опрос, при котором происходит прямой контакт интервьюера с респондентом, а запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). В ходе интервьюирования используют следующие виды интервью (рис.16)

Виды интервью
по содержанию разговора   документальное интервью мнений
по технике проведения   свободное стандартное полустандартное
по особенностям процедуры   глубокое фокусированное ненаправленное
по способу общения   групповое индивидуальное
по использованию техн. средств   без технических средств телефонное компьютерное

 

 


 

В свободных интервью используется дословная запись, запись на магнитофон или запись по памяти. В стандартизированных интервью ответы кодируются в соответствии с вопросником.

К проведению интервью предъявляются следующие требования: правильность выбора места интервью; необходимость вступительного слова (представление, цель исследования, важность исследования, гарантия анонимности); нейтральная позиция интервьюера в ходе разговора; создание благоприятной атмосферы общения; фиксация данных интервью.

Наблюдение представляет собой целенаправленное и сис­тематизированное восприятие изучаемого процесса или яв­ления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть раз­личными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат и другие технические средства.



Фокус-группы, методика проведения кото­рых сводится к проведению интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой груп­пой «обычных людей» (в отличие от экспертов при эксперт­ном опросе, «мозгового штурма» и т.д.). Основным методи­ческим требованием к составу этой дискуссионной группы является ее однородность, что устраняет возможность прямо­го или косвенного давления одних членов группы на других. Поэтому исследователи подбирают фокус-группы из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста, одного пола, схожего уровня доходов. Формирование этих групп должно охватить основные группы населения, чтобы можно было представить преобладающие ориентации в сознании и пове­дении людей. Немаловажным требованием является величи­на этой группы, которая позволяет поддержать дискуссию (при 4—5 участниках она может быстро затухнуть, а при значительном числе — 20—25 человек она не даст возмож­ности в полной мере высказаться всем участникам).

4.3. Программа и методы организации социологических исследований

Программа социологического исследования обычно вклю­чает в себя подробное, четкое и завершенное изложение сле­дующих разделов:

методологическая часть — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных по­нятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методи­ческая часть — определение обследуемой совокупности, ха­рактеристика используемых методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбо­ра этой информации, логические схемы ее математической обработки.

организационная часть - позволяет спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы.

Основные требования к разрабатываемой программе исследований: необходимость; ясность и четкость; гибкость; логическая последовательность структуры.

Рабочий план исследования отражает основные процедур­ные мероприятия. Он позволяет заранее предусмотреть и наи­более точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придает иссле­дованию ритмичность на всех его этапах.

Структурными компонентами плана социологического исследования выступают этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

Блок первый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов в программу и инструмента­рии сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария.

Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков интервью или дру­гих видов инструментария.

Блок третий. Охватывает совокупность операций для под­готовки первичной информации к обработке. Под специаль­ным контролем формируется массив информации, предна­значенный для математического анализа. Предварительно осуществляются кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет.

Блок четвертый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуж­дением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций.

В ходе проектирования исследования помимо разработ­ки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются расчеты временных, организационно-технических, материальных и иных затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Нормативные показатели используют тогда, когда нужно четко предста­вить, сколько понадобится времени для проведения иссле­дования, количество анкетеров (интервьюеров) для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть со­брана, закодирована и обработана. К вспомогательным документам исследования относится также инструкция по закрытию открытых и полуоткрытых вопросов анкеты. В ней приводится кодификатор, с помощью которого кодируются полученные от респондентов ответы в целях их даль­нейшей группировки и математической обработки.

Можно предложить следующий алгоритм организации социологического исследования.

1. Организация отношений с заказчиком и соисполнителем исследования.

· оформление договоров и соглашения

· обеспечение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов)

· обеспечение организационных условий для проведения исследования (время, помещение, условия, оргтехника)

2. Финансовое и кадровое обеспечение исследования

3. Тиражирование методического инструментария

4. Проведение пробного исследования

5. Проведение основного исследования

6. Обработка результатов исследования

7. Обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций

8. Внедрение практических рекомендаций, социологических технологий и контроль за их внедрением



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы социологических исследований | Индукция как метод исследования


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.