Коромысло - двуплечный рычаг с неравными плечами. Материал : легированная сталь.
Клапан - впускные и выпускные. Цельные, разборные, с наполнителем.
По форме головки бывают плоские, выпуклые, впуклые (тюльпанообразные).
Устройство клапана
1. Стержень
2. Головка клапана
3. Фаска
4. Поясок
5. Донышко
6. Паз под сухарь
Для повышения стойкости и уменьшения изнашивания фаски выпускные клапаны покрывают стеллитом.
Направляющая клапана – материал 6 серый чугун, металлокерамика, смесь железного, медного и графитного порошка с дисульфидом молибдена.
Седло клапана состоит из жаростойкой стали и жаростойкого чугуна.
Фаска фигурная 150 - , 450 - , 750С
Для поддержания нормального теплового состояния на всех режимах работы 850С до 950С.
Устройство
Совокупность агрегатов, устройств и механизмов поддерживающих температуру деталей двигателя, соприкасающихся с горячими газами в доступных пределах.
Система охлаждения:
1. Жидкостная
2. Воздушная
Жидкостная:
1.Преимущества: позволяет поднять давление в системе и температуру кипения охлаждающей жидкости и тем самым превысить рабочую температуру жидкости, что даёт возможность уменьшить габариты радиатора.
2. Недостатки: сложность конструкции устройства, при отсутствии или нагреве охлаждающей жидкости, двигатель перегревается, что приводит к перегреву поршневой группы.
Жидкостная система охлаждения может быть:
1. Термосифонной
2. Принудительной
3. Открытой
4. Закрытой
Воздушная система.
Преимущества: конструктивная простота, дешевизна производства, небольшой расход дефицитных материалов, минимальные затраты мощности, быстрый прогрев после запуска и снижение при этом износов, удобное обслуживание и эксплуатационная надёжность в условиях низких температур.
Недостатки: невозможность обеспечить равномерное охлаждение термически нагруженных деталей, увеличение длины и высоты двигателя, снижение его жёсткости из-за индивидуального изготовления рёберных цилиндров и головки, повышенная шумность из-за вибрации рёбер и работы вентилятора.
Материалы для изготовления деталей: 1. Резина, 2. Пластмасса, 3.Чугун, 4. Алюминиевый сплав, 5. Церезин.
Термостат предназначен для ускоренного прогрева двигателя при пуске и поддержании наивыгоднейшего теплового режима.
Жидкостный – состоит из корпуса с окнами. Гофрированного баллона и клапана. Рабочим элементом является смесь спирта с водой 70% к 30%.
Термостат с твёрдым наполнителем – к корпусу термостата пружиной постоянно прижимается клапан шарнирно соединённой со штоком. Шток опирается на резиновую мембрану, которая зажата баллоном и направляющей втулкой. Церезин с медной стружкой, температура срабатывания 820 С.
Жидкостный насос.
Служит для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
Является теплообменным узлом, предназначен для передачи теплоты от охлаждающей жидкости потоку воздуха.
Классификация
1. Трубно-пластинчатый радиатор. Охлаждающие трубки располагаются относительно потока воздуха в шахматном порядке в ряд или под углом
Трубчато-ленточный радиатор. Охлаждающие трубки располагаются в ряд
2. По материалам: алюминиевые, медные
3. По расположению бачков: вертикальная, горизонтальная.
Трубки изготавливают из меди,, толщина стенки 0,1 мм; пластины- из латуни, толщина стенки 0,15 мм.
Устройство радиатора:
Каркас – телевизор, бачки, сердцевина, краник, заливная горловина с пробкой, два клапана паровоздушных.
Вентилятор.
6 лопастей. Служит для увеличения потока воздуха через радиатор.
Классификация.
1. По конструкции: цельные и сборные.
2. По материалу: пластиковые и металлические.
3. По количеству лопастей: от 4 до 22.
4. По приводу: клинорешённые, электромагнитные, гидравлические, зубчатые, электрические.
Для понижения шума, лопасти устанавливают с переменным шагом.
Охлаждающие жидкости.
1. Вода
2. Смесь этиленгликоля и воды (антифриз, тосол)
Тосол.
Тосол АМ – голубого цвета t - 400C
Тосол А-40 – голубого цвета t-650C
Тосол А-65М – красного цвета t-650C
Антифриз.
ОЖК – жёлто-зелёного цвета t-400C
ОЖК-40 жёлто-зелёного цвета t-650C
ОЖК-65 жёлто-зелёного цвета t-650 C
53% этиленгликоля и 47% воды t-400C
66% этиленгликоля и 34% воды t-650C
Система смазки.
Предназначена для подачи масла к трущимся поверхностям с целью уменьшения трения, охлаждения, удаления продуктов изнашивания, защиты деталей от коррозии.
Детали: масляный насос, находящийся в поддоне картера двигателя.
Требования, предъявляемые к смазочной системе.
1. Бесперебойная подача масла к трущимся деталям на всех режимах работы двигателя, на подъёмах и спусках автомобиля с уклоном до 35% и при крене до 25%,при температуре окружающей среды от +500 до -500С, при «+» и «- » горизонтальных и вертикальных ускорениях.
2. Достаточная степень очистки масла от механических примесей.
3. Продолжительная работа под нагрузкой без перегрева масла.
4. Прочная конструкция.
5. Удобство технического обслуживания.
В зависимости от места размещения основного запаса масла, смазочные системы могут быть с «мокрым» или «сухим» картером.
В зависимости от вида вентиляции, системы смазки могут быть закрытого или открытого типа.
Классификация подачи масла.
1. Под давлением
2. Разбрызгиванием
3. Комбинированно
4. Самотёком
5. Туман масляный
Детали смазываются:
1. Под давлением: коренные и шатунные шейки коленчатого вала, опорные шейки распределительного вала. Коромысла, распределительные шестерни при нижнем расположении распределительного вала.
2. Самотёком: нижние наконечники штанг, направляющие втулки толкателей и частично кулачки распределительного вала.
1.Открытая – с отводом картерных газов в окружающую среду. Открытая вентиляция осуществляется под действием разрежения, возникающего в газоотводящей трубке в следствие относительного перемещения воздуха придвижении автомобиля.
2. Закрытая – с отсасыванием газов в впускную систему двигателя. В закрытых системах газы могут отводиться в воздухоочиститель до карбюратора или непосредственно во впускной трубопровод.
Дифференциальный клапан выполняет роль двух клапанов : редукционного и перепускного.
Давление должно быть для ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ 0,2 – 0,4 МПА, для ЗИЛ – 4331 и КамАЗ – 0,4 - 0,55 МПа.
Система питания карбюраторного двигателя.
Система питания предназначена для хранения топлива, приготовление горючей смеси, её подачи в цилиндры двигателя и отвода из них продуктов питания.
Элементы системы питания делятся на три группы:
1. Приборы, обеспечивающие подачу воздуха;
2. Приборы, обеспечивающие подачу топлива;
3. Прибор, обеспечивающий отвод отработавших газов в окружающую среду.
Система питания карбюраторного двигателя:
Топливный бак, топливный насос, воздушный фильтр, карбюратор, топливопровод, выпускной и впускной трубопровод, трубы глушителей и глушители.
Топливо для карбюраторных двигателей и горючая смесь.
В качестве топлива используются бензины марок А-78, А-80, АИ-95, АИ-98.
«А» означает – бензин автомобильный, цифры 78, 80, 92, 95, 98 – октановое число, которое характеризует стойкость данного бензина к детонации.
«И» указывает на то, что октановое число определено для данного бензина исследовательским методом, отсутствие «И» - что октановое число определено моторным методом.
Детонация – отрицательное явление при сгорании бензо-воздушной смеси заключается в том, что в отдельных объёмах цилиндров двигателя сгорание смеси протекает со сверхзвуковой скоростью (взрывное сгорание), доходящей до 3000 м/с. Скорость же нормального распространения смеси по объёму камеры сгорания составляет 25 – 40 м/с.
Что бы оценить тот или иной состав горючей смеси приготовляемой карбюратором для различных режимов работы двигателя, пользуются таким параметром, как коэффициент избытка воздуха α - отношение количества воздуха, действительно поступившего в цилиндр, к необходимому количеству воздуха для полного сгорания поступившего в цилиндр топлива.
Для полного сгорания 1 кг бензина преобразуется примерно 15кг воздуха. Если соотношение воздуха и бензина в горючей смеси действительно такое, то горючая смесь нормальная и её коэффициент избытка воздуха α = 1.
Если на 1 кг бензина в смеси приходится более 15 кг воздуха, ноне более 17кг ,то такая горючая смесь считается обеднённой 1,05 ≤ α ≤ 1,15.
Если содержание воздуха более 17 кг, то горючая смесь считается бедной
1,2 ≤ α ≤ 1,25.
Горючую смесь, содержащую меньше 15 кг, но не менее 12 кг воздуха на 1 кг бензина, называется обогащённой 0,8≤ α ≤ 0,95, а при содержании воздуха менее 12 кг – богатой 0,4 ≤ α ≤0,7.
При коэффициентах избытка воздуха α = 0,3 и α =1,3 горючая смесь от искры перестаёт воспламеняться. Такие составы горючей смеси называются переобогащёнными и обеднёнными и соответствует верхнему и нижнему пределам воспламенения.
Наиболее экономичная работа двигателя достигается на обеднённой смеси (1,05 ≤ α ≤ 1,15), а наибольшую мощность он развивает на обогащённых составах (0,8 ≤ α ≤ 0,95).
Классификации системы питания.
1. По месту приготовления горючей смеси:
А) С приготовлением горючей смеси в карбюраторе
Б) С приготовлением горючей смеси во впускном клапане
В) С приготовлением горючей смеси в цилиндрах двигателя