Предназначен для регулирования и корректировки расчётов длительности впрыска топлива ( состав смеси ).
Принцип работы титанового датчика.
На него подаётся опорное напряжение 0,5В. Двуокись титана изменяет сопротивление от доли содержания кислорода в ОГ: впускное направление – богатая смесь – мало кислорода, высокое напряжение – бедная смесь – много кислорода.
Циркониевый датчик. Принцип работы.
Работает по принципу источника тока, много кислорода – бедная смесь – низкое напряжение. Мало кислорода – богатая смесь – высокое напряжение.
Рабочим режимом датчика является температура не ниже 1500 , поэтому работает в двух режимах: 1. Разомкнутая петля, датчик не прогрет, сигнал не проходит в ЭБУ. 2. Замкнутая петля – каждые 5 сек. Возвращается сигнал на ЭБУ.
Датчик детонации.
Предназначен для уменьшения угла опережения зажигания, что бы устранить возникновение детонации.
Принцип работы: с ЭБУ на датчик подаётся опорное напряжение 5В, если детонации нет, выходной сигнал равен входному.
Если в одном из цилиндров возникает детонация, то пьезо -элемент сгенерирует высокий сигнал, напряжение увеличится. ЭБУ среагирует и уменьшит угол опережения зажигания.
ДМРВ аналоговый.
Устройство: воздушный патрубок, корпус эл. модуля, кронштейн, крепление кольца, термокомпенсационный радиатор, чувствительный элемент, кольцо, предохранительная сетка, стопорное кольцо, корпус датчика, винт регулировки содержания СО, крышка, колодка эл. разъёма, штекер, уплотнитель, эл. модуль.
Платиновая нить нагревается до 770С, при прохождении воздуха нить охлаждается, сопротивление падает, сила тока увеличивается, напряжение снижается.
Это падение напряжения ЭБУ расценивается как расход воздуха.
Термокомпенсационный резистор предназначен для выравнивания температуры от -500С до +500С.
Устройство: стабилизирующая решётка, канал расходомера, корпус, эл. схема, датчики. Измерительный терморезистор, термокомпенсационный резистор, полимерный изоляционный материал.
Принцип работы.
ЭБУ подаёт опорное напряжение 5В на обе пластины. Одна из которых находится за воздушной решёткой, другая – перед. Та, которая перед решёткой, охлаждается сильнее, а значит и сопротивление меняется больше. Разность напряжений между этими пластинами и будет показывать расход воздуха.
Индуктивный датчик используется в качестве ДПКВ или ДСА.
Устройство: корпус, индукционная катушка, магнитопровод, магнит из феррита бария, кольцо пружинное, крышка со штекерами, фланец.
Принцип работы: это датчик не требует внешнего источника тока, Напряжение возникает, когда зуб диска синхронизации проходит через магнитное поле датчика. На диске специально выломано 1 или 2 зуба для широкой впадины.
Система питания дизельного двигателя.
Предназначена для обеспечения запаса топлива на автомобиле. Очистки топлива и равномерного распределения его по цилиндрам двигателя строго дозированными порциями в соответствии с порядком работы, скоростным и нагрузочным режимом работы двигателя.
Смесеобразование дизельных двигателей.
Так как времени на смесеобразование в 10 раз меньше чем у бензинового, то используют специальную форму камеры сгорания:
От зубчатых колёс газораспределения приводится в действие вал топливного насоса высокого давления, который в свою очередь приводит в действие топливоподкачивающий насос. В результате из бака по трубкам и через фильтр грубой очистки очистит топливо.
ТНВД. Топливные насосы предназначены для подачи в цилиндры дизеля под определённым давлением и в определённый момент точно отмеренных порций топлива, соответствующих даннойнагрузке.
Топливные насосы высокого давления:
По числу плунжеров
1. Многоплунжерные (на каждый цилиндр приходится один плунжер)
2. Распредилительные (один плунжер, попадает топливо в несколько цилиндров)
По виду приводов плунжера
1. Механический
2. Гидравлический
3. Пневматический
По методу дозирования
1.С регулированием количества подаваемого топлива за цикл (отсечной)
С регулированием цикловой подачи дросселированием на впуске.
При сбегании кулачка толкатель опускается, а затем опускается плунжер, Сначала открывается впускное отверстие (начало подачи топлива), потом открывается выпускное отверстие, излишки топлива сливаются обратно в бак. При дальнейшем движении кулачок набегает на толкатель, плунжер начинает двигаться вверх. В момент закрытия впускного отверстия начинается рабочий ход плунжера. Когда давление достигнет 1,6 – 1,8 МПа, то открывается нагнетательный клапан, топливо начинает поступать к форсунке. При дальнейшем движении плунжера вверх давление возрастает до 20МПа. Форсунка открывается, начинается впрыск топлива. При дальнейшем движении плунжер движется вверх своей винтовой спиральной канавкой, соединяется с перепускным каналом, происходит отвод топлива, нагнетательный клапан садится в седло, происходит резкая отсечка топлива необходимая для быстрой посадки иглы форсунки.
ТПН (топливонагнетательный насос) служит для подачи топлива из бака в ТНВД. Тип поршневой, привод эксцентрика кулачкового вала ТНВД. Состоит из корпуса – цилиндра, впускного и нагнетательного клапана. Над впускном клапаном насос ручной подкачки. Этот насос служит для подачи топлива по системе и для удаления воздуха из системы. Этот насос двухходовой, подача топлива происходит постоянно, непрерывно.
Фильтр.
1. ФГО фильтр-отстойник (задерживает частицы в 30 мкм и вода)
2. ФТО хлопчато-бумажный шнур 45мкм
Газобалонная система питания.
Виды газов
1. Сжиженные: превращаются в жидкость при нормальной температуре и плотности 1,6 МПа
2. Сжатые: остаются в газообразном состоянии при достаточно больших давлениях р = 20 МПа
Состав сжиженных газов
1. Бутан и пропан
2. Бутилен и пропилен
3. Этан и этилен
Виды сжиженных газов
1. ПА – пропан автомобильный – в зимний период и там, где t = -200С
2. ПБА – пропан бутан автомобильный – во всё остальное время и там, где t > - 200С
Сжатые газы
1. Природный (естественный)
2. Нефтяной
Марки автомобилей, выпускаемые заводом-изготовителем на сжиженном газе: ГАЗ 5319, ГАЗ 33075, ЗИЛ 431810, ЗИЛ 441610, легковой ГАЗ 2417, автобус ЛИАЗ 677г, ЛАЗ 695п);
на сжатом газе: ГАЗ 5327, ГАЗ 33076, ЗИЛ 431610, ЗИЛ 431710, ЗИЛ ММЗ 45054, автобус ЛИАЗ 677мт, ЛАЗ 695нг.
Сравнение газов.
Плюсы СНГ (сжиженный нефтяной газ):
1. Значительно более низкое давление
2. Возможность транспортировки
3. Удобные заправки
4. Увеличенная дальность поездок и большая грузоподъёмность автомобиля
Плюсы СПГ (сжатый природный газ):
1. Дешёвые
2. Широко распространена добыча
Преимущества перед бензином:
1. Более лёгкое и полное перемешивание с воздухом
2. Более равномерное распространение по цилиндрам
3. Отсутствие разжижения картерного масла
4. Уменьшение нагара на УПГ и клапанах
5. Меньшая токсичность ОГ
6. Уменьшение износа УПГ
7. Высокие свойства топлива
Недостатки:
1. Усложнение и удорожание системы
2. Снижение мощности при переходе с бензина на газ
3. Теплота сгорания газа меньше, чем теплота сгорания бензина, поэтому у газа мощность меньше
4. Для СПГ 20% для СНГ 9%
5. Масса автомобиля увеличивается: на СНГ 150 кг, на СПГ 950 кг
Устройство СНГ: баллон, вентили, магистральный вентиль, испаритель, электромагнитный клапан с газовым фильтром, двухступенчатый резистор низкого давления, предохранительный клапан, манометр.
Испаритель газа служит для преобразования сжиженного газа в газообразное состояние.
Устройство: кронштейн, сливной кран для воды, штуцер, подводка, газоотвод, канал, корпус.
Подогреватель газа служит для предварительного подогрева сжатого газа в целях исключения конденсации влаги в газопроводах и замерзание её в зимнее время.
Устройство: патрубок входа отработавших газов, корпус, штуцер входа газов, штуцер выхода газов, теплообменный змеевик, патрубок выхода отработавших газов.
Фильтры служат для очистки газа от механических примесей.
Двухступенчатый газовый редуктор предназначен для всех отечественных грузовых газобаллонных автомобилей. Конструктивно с ним объединено дозирующе - экономайзер устройство.
Устройство: рычаг, мембрана, пружины, шток, мембрана разгрузочного устройства, входной клапан первой ступени, входной штуцер, рычаг клапана, мембрана первой ступени, клапан второй ступени, клапан экономайзера, вход экономазера, полости, вход, выход.
Одноступенчатый газовый редуктор высокого давления служит для снижения давления газа до 1,2 МПа.
Трубопроводы служат для соединения между собой газового оборудования.
Это силовая передача, предназначенная для передачи крутящегося момента от двигателя к ведущим колёсам, а также изменение крутящего момента по величине и направлению.
Классификация:
1. По изменению крутящего момента: ступенчатая, бесступенчатая, комбинированная
2. По количеству ведущих мостов
3. По расположению силового агрегата: (1 сзади коробка в салоне) двигатель спереди, коробка в салоне; двигатель спереди, коробка спереди; двигатель сзади, коробка в салоне; двигатель с коробкой в салоне.
Колёсная формула:
4 х 2 ВАЗ 21013, ГАЗ 3307
4 х 4 ВАЗ 2131, ГАЗ 6611
6 х 4 КаМАЗ 5320
6 х 6 УРАЛ 4320, ЗИЛ 131, КаМАЗ 53115, КРАЗ 2555
Схема №2
Принцип работы гидротрансформатора: при вращении коленчатого вала масло под действием центробежных сил перетекает с лопаток насосного колеса на лопатки турбинного колеса, при этом передавая накопленную энергию. Турбинное колесо начинает вращаться в нужную сторону. Масло, проходя сквозь реактор, изменяет направление движения и поступает обратно к насосному колесу. При этом турбинное колесо вращается медленнее насосного, т.е. «проскальзывает». Чем больше «проскальзывание», тем больше масла передаёт энергия и тем больше момент на турбинном колесе, но у гидротрансформатора низкий КПД. Один из видов бесступенчатой трансмиссии – вариатор.
Сцепления.
Это узел трансмиссии, предназначенный для соединения и разсоединения двигателя с трансмиссией.
Назначение.
1. Плавное трогание автомобиля с места
2. Временное разобщение коленчатого вала двигателя при резких торможениях
3. Предохраняет трансмиссию от перегрузок при резких торможениях
4. Разобщение двигателя с трансмиссией при торможении до полной остановки
Классификация:
1. По характеру работы: постоянно замкнутые, постоянно разомкнутые
2. По характеру связи между ведущими и ведомыми элементами: фрикционные, гидравлические, электромагнитные
3. По числу ведомых дисков: однодисковые, двухдисковые, многодисковые
4. По состоянию поверхностей трения: сухое, мокрое
5. По способу создания нажимного усилия: центробежное, центральной пружины, мембранной пружины, периферийными пружинами
6. По типу привода: с механическим приводом, с гидравлическим приводом
7. По наличию и типу усилителя: с пружинным усилителем, с пневматическим усилителем, с вакуумным усилителем. С гидравлическим усилителем.
Устройство сцепления
1. Ведущие детали – воспринимают крутящий момент от маховика и передают его на ведомые детали (маховик, кожух и нажимной диск).
2. Ведомые детали – воспринимают крутящий момент от ведущих деталей и предают его на первичный вал коробки передач (ведомый диск)
3. Нажимной механизм – для передачи нажимного усилия на ведомый диск
4. Механизм выключения – предназначен для выключения сцепления, т.е. разобщения ведомого и ведущего дисков (рычаги выключения сцепления, валики рычагов, муфта включения, подшипники включения).
Таблица №3
Ведомый диск сцепления.
Состоит из двух главных элементов : ступица и диск.
Сцепление «буксует», т.е. не полностью включается
Сцепление «ведёт» - не полностью выключается.
Коробка передач переменных (КПП).
Предназначена для изменения крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колёса по величине и направлению.
Диапазон передаточных чисел.
Это отношение общего передаточного числа низшей передачи к общему передаточному числу высшей передачи, которые на современных автомобилях высокой проходимости могут быть от 10 до 13.
Плотность ряда
Это отношение передаточных чисел соседних передач. Чем больше число передач, тем выше плотность ряда.
Классификация:
1.По характеру изменения передаточных чисел:
- бесступенчатые
- ступенчатые
- комбинированные
2. По расположению валов:
- простые (вальные)
- планетарные
По числу валов:
- двух
- трёх
- многовальные
3. По числу ступеней:
- двух
- трёх
- четырёх
- пятиступенчатая
- многоступенчатая
4. По способу переключения передач:
- подвижными зубчатыми колёсами
- синхронизаторами
5. По способу управления:
- непосредственным
- дистанционным
- полуавтоматическим
- автоматическим управлением
6. По выполняемым функциям:
- основные
- дополнительные
7. По числу ходов ( плоскостей перемещений рычага переключения передач):
- двухходовая
- трёхходовая
Устройство коробки передач:
Картер (корпус), валы: ведущий, ведомый, промежуточный; подшипники, шестерни: тесно закреплённая и свободно закреплённая, шестерня заднего хода; синхронизаторы, сапун, рычаг переключения, ползуны с вилками, фиксатор, замковое устройство, предохранитель включения заднего хода, заливная и сливная пробки, привод спидометра.
Фиксатор и замковое устройство.
Фиксаторы удерживают штоки в нейтральном или включённом положении, что исключает самопроизвольные выключения передач. Каждый фиксатор представляет собой шарик с пружиной, установленные над штоками в специальных гнёздах крышки картера. На штоках для шариков фиксаторов выполнены специальные канавки (лунки). Перемещение штока с вилкой, а, следовательно, синхронизатора, возможно только при приложении усилия со стороны водителя, в результате которого шарик укрепится в своём гнезде.
Замковое устройство предотвращает включение одновременно двух передач. Оно состоит из штифта и двух пар шариков, расположенных между штоками в специальном горизонтальном канале крышки картера. При перемещении какого-либо штока, два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на ползунках.
Для облегчения переключения передач и обеспечение их безударного выключения используют синхронизаторы. Они применяются , как правило, на внешних передачах, которые наиболее часто переключаются. Все современные синхронизаторы одного типа – инерционные. Принцип работы основан на выравнивании угловых скоростей за счёт сил трения, возникающих между блокируемыми элементами.
В зависимости от типа блокирующего устройства различают синхронизаторы с блокирующими пальцами, блокирующими зубчатыми кольцами и с блокирующими окнами.
Синхронизатор с блокирующими пальцами состоит из: муфты синхронизатора, двух конусных колец, трёх блокирующих пальцев, трёх фиксаторов. Используются на грузовых автомобилях.
Синхронизаторы с блокирующими зубчатыми кольцами используются на коробках передач легковых автомобилей и автомобилей марки «ГАЗ». Устройство: скользящая муфта синхронизатора, ступица, два блокирующих зубчатых кольца.
Синхронизаторы с блокирующими окнами состоят из: цилиндрический корпус, бронзовые кольца, муфта синхронизатора, блокирующие окна, обойма, штифты, шариковые фиксаторы.
Работа всех синхронизаторов состоит из 3 этапов:
1. Перемещение муфты синхронизатора и конусных колец
2. Блокирование перемещения синхронизатора
3. Включение передачи.
Пятиступенчатые коробки передач.
Трёхвальная коробка передач. КПП ЗИЛ – 433360 – трёхвальная, трехходовая пятиступенчатая с двумя синхронизаторами, для включения второй и третьей, четвёртой и пятой передачи.
Устройство: первичный вал подшипника, зубчатые колёса постоянно зацепленные, синхронизаторы четвёртой и пятой передач, зубчатые колёса четвёртой передачи, зубчатые колёса третьей передачи,синхронизаторы второй и третьей передачи, зубчатые колёса второй передачи,, подвижное зубчатое колесо первой передачи и заднего хода, уплотнительные манжеты, вторичный вал, зубчатое колесо первой передачи, зубчатое колесо заднего хода промежуточного вала, промежуточный вал, блок зубчатых колёс заднего хода, распорная втулка.
Двухвальные коробки передач устанавливаются на переднеприводных автомобилях ВАЗ – 2109. Устройство: задняя крышка картера, первичный вал, синхронизатор первой и второй передачи, синхронизатор третьей и четвёртой передачи, вторичный вал, зубчатое колесо пятой передачи вторичного вала, синхронизатор пятой передачи, зубчатое колесо пятой передачи первичного вала.
Механизм переключения передач.
Монтируется в крышках коробок передач и предназначен для выбора включения и выключения передач.
Многоступенчатыми коробками передач являются коробки передач, у которых число передач превышают 6. Все многоступенчатые коробки передач являются многовальными, т.к. число валов у них больше 3.
Дополнительную коробку передач с повышающей передачей называют мультипликатором.
Дополнительную коробку передач с понижающей передачей – демультипликатором. Применяют для необходимости значительного повышения силы тяги на колёсах.
Многоступенчатая коробка передач автомобиля КамАЗ - 5320 состоит из основной трёхвальной.