Причинами для выделения групп общественности являются следующие:
· определение всех групп людей, имеющих отношение к конкретной PR-программе;
· установление приоритетов в рамках заданного бюджета и выделенных ресурсов;
· выбор медиа и методов их использования;
· подготовка сообщений в приемлемой и эффективной форме.
Если группы общественности не выделены, то наступают следующие последствия:
· в стремлении привлечь внимание слишком большого числа групп общественности усилия и фонды могут распределяться беспорядочно;
· одно и то же сообщение может направляться разным категориям общественности без учета того, насколько оно подходит к каждой из них;
· работа не регламентирована, в результате невозможно добиться наиболее эффективного использования рабочего времени, материалов и оборудования;
· цели (если они вообще в этом случае заданы!) могут быть не достигнуты;
· Руководство (или клиент) может быть не удовлетворено отсутствием результатов, что вполне оправданно, поскольку полученные результаты являются неосязаемыми или, что еще хуже, свидетельствуют о растрате денег или о том, что PR некомпетентен; такой специалист потеряет работу, а если речь идет о внешнем консультанте, то и будущие заказы.
Поэтому, определение возможных групп общественности, подходящих для организации – важнейшая часть планирования PR –кампании. До тех пор пока эта общественность не определена или пока не установлены приоритеты взаимодействия с ее группами ( поскольку охватить всех физически и финансово невозможно), выбрать наиболее подходящие медиа и методы работы с ними также невозможно.
Фирма
Общественное мнение
Массовые коммуникации
Факторы
Исследование обществен
ного мнения
Личностные
Контент-анализ
Социальные
Формирование обществен
ного мнения
Культурные
Психологические
Научно-технические
Факторы, влияющие на общественное мнение
Общественное мнение- это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Это консенсус, который достигается усилиями многих служб в коммерческой фирме после тщательного изучения потребностей, интересов, привычек, экономического статуса и в целом поведения основных социальных групп целевой аудитории.
Функции общественного мнения изучаются по конкретным действиям целевых аудиторий, речевым выступлениям, фиксированным текстам и диффиринцируются по назначению:
· информационная;
· аналитическая;
· оценочная;
· конструктивная.
Организации, стремящиеся к установлению и поддержанию позитивных взаимоотношений с различными категориями общественности, должны быть в достаточной степени открыты и доступны для представителей СМИ. Более того, руководство компании должно стремиться к созданию непрерывного потока информации и новостей, передаваемых в различные СМИ. Это требует перспективного планирования и организации слаженной работы всех подразделений службы по связям с общественностью.
Отношения компании с различными редакциями и издательствами должны быть построенными на постоянной основе с учетом длительной перспективы возможного сотрудничества. При передаче тех или иных сведений в печатные СМИ необходимо учитывать профиль издания, его профессиональную направленность и специфику постоянно публикуемых материалов. Информационные материалы, которые готовят специалисты внутрифирменных служб по связям с общественностью для передачи в печатные СМИ, можно условно разделить на следующие основные виды:
· материалы о текущих событиях в деятельности компании;
· тематические обзоры;
· аналитические статьи;
· статистические сводки за определенный период времени;
· опровержения недостоверной или заведомо ложной информации о компании, опубликованной ранее на страницах газет и журналов;
· ответы на вопросы читателей, критические замечания в адрес компании, запросы СМИ;
· информационно-рекламные материалы к предстоящим крупным событиям в жизни предприятия или организации и др.
При подготовке этих материалов специалист компании выполняет важную задачу – своевременную подготовку достоверной информации.
К методам PR деятельности относятся:
Отношения со СМИ. Масс-медиа являются основным инструментом связи с общественностью, поэтому ему придается особое значение в PR. СМИ – не только одна из важнейших самостоятельных контактных аудиторий, но и один из самых значимых инструментов PR.
Взаимодействие со СМИ осуществляется на условиях взаимной заинтересованности и партнерства: не только организация заинтересована в предоставлении информации о своей деятельности, но и СМИ заинтересованы в получении информации – надежной оперативной, интересной для широкой аудитории.
Поддержание отношений с прессой не входит в обязанности организации, но если деятельность последней вызывает интерес общественности, средства массовой информации будут помещать о ней материалы и сообщения. Если же при этом прессе будет оказано содействие, то это значительно снизит вероятность искажений и неточностей в сообщениях. Кроме того, отношения с прессой используются в целях рекламы.
От имени администрации в отношения со СМИ вступает ответственный за связь с прессой. Он решает три основные задачи: предоставлять материалы для печати, по которым затем пишутся статьи, очерки, репортажи и т.д.; отвечать на запросы прессы и предоставлять комплексные информационные услуги; следить за сообщениями печати, радио и телевидения, оценивать результаты, принимать по необходимости меры к исправлению ошибок, выступать с соответствующими опровержениями.
Технология размещения необходимых материалов в прессе на бесплатной основе предполагает, что информация представляет ценность для СМИ.
Данные о СМИ (базовый перечень, специализированные списки по отраслям, реальный тираж и аудитория, график выхода, внутренняя структура редакции, адреса и другие координаты) фиксируются в медиа-карте.
Основные приемы работы со СМИ:
1. Создание информационных поводов, учитывающих общий информационный поток.
Информационные поводы должны создаваться компанией постоянно и доводиться до внимания СМИ. Основные типы информационных поводов:
· маркетинг: нового товара, изменение дизайна, выявление его новых качеств;
· новости общего плана: заседание руководства компании, новые партнеры, выпуск документов, принятие программы, съезд партии;
· кадровые новости: представление нового руководства кампании, победителей конкурсов, интервью с официальными лицами;
· история компании;
· История товара;
· финансовые отчеты компании;
· местоположение компании;
· привязка к определенной дате или цифре.
2. Распространение материалов для журналистов:
Пресс-релиз– документ, распространяемый организацией в СМИ, имеющий целью широко и оперативно проинформировать общественность об определенных событиях. Различают три основных вида пресс-релизов: накануне события (анонсирующий), в ходе мероприятия (промежуточный); и после события (итоговый).
Рекомендации по составлению пресс-релиза:
1. Структура пресс-релиза. Пресс-релиз, включающий в себя всю необходимую информацию, соответствует правилу 5 “W” и «Н» и отвечает на следующие вопросы: Who? – Кто? What? – Что? When? –Когда? Where? – Где? Why? –Почему? How?- Как?
2. Информацию обычно располагают в порядке уменьшения ее важности.
3. Пресс-релиз должен иметь броский заголовок
4. Используются цитаты лидеров мнений, комментирующих произошедшее событие
5. Текст пресс-релиза 300-500 слов не должен быть очень большим, 1-2 страницы.
6. Пресс-релиз имеет различное содержание для общенациональных и специализированных СМИ
7. На пресс-релизе указывается «время к публикации»
8. Следует обратить внимание на дизайн и верстку
9. В пресс-релизе может указываться о наличии фотографий
10. Пресс-релиз подписывается представителем организации.
Информационное письмо – это информационный материал, представляющий информацию о профиле работы организации, ее продуктах и услугах, история создания и развития и др.
Бэкграундер – его цель информировать и отвечать на возможные вопросы. Часто при написании бэкграундера используют подзаголовки. которые выполняют роль кратких ответов на возможные вопросы и придают информации законченную структуру.
Фактическая справкасодержит справочные данные об организации, ее товарах и услугах. Этот информационный материал занимает 1-2 страницы и используется в основном для сведений, содержащих большое количество финансовой и технической информации, графиков и таблиц. Обилие цифр, которое является излишним в пресс-релизе, находит должное место в фактической справке.
Биография– это основная фактическая информация о конкретном человеке. В процессе работы со СМИ PR- специалисты заранее подготавливают биографии руководителей. Это предотвращает возможные неточности и ошибки журналистов, вызванные отсутствием биографических данных о первых лицах.
Заявление для прессы – информационный документ, который предназначен для случаев, когда руководство организаций, публичные политики по той или иной теме.
Пресс – кит – аккумулирует в себе несколько видов PR-материалов и широко используется во время пресс-конференций, презентаций, выставок, годовых собраний акционеров, специальных мероприятий. Минимальный набор документов для пресс-кита включает:
· пресс-релиз;
· информационное письмо или фактическую справку;
· один или несколько из следующих материалов: 1-брошюра;2-корпоративное издание; 3-годовой отчет; 4-биография с фотографиями
3.Распространение материалов для непосредственной публикации в СМИ
Занимательная статья – это материал развлекательного плана, связанный с деятельностью организации, который готовится с целью его возможной публикации в СМИ. Стиль занимательной статьи является легким и непринужденным. включает в себя юмор и иронию.
Случай из жизни используется для рассказа о благоприятном использовании потребителем продукта или услуги или о разрешении проблемной ситуации. Истории из жизни обычно пишутся по формуле:
· представление проблемы, актуальной для общества;
· подход к решению этой проблемы в вашей организации; описание использованного решения проблемы и его преимуществ;
· расширение опыта на основе вашего решения проблемы и перспективы его использования.
Авторская статья – статья, которая готовится PR-специалистом и представляется в СМИ за подписью руководителя организации. Некоторые из высоких должностных лиц сами пишут данные материалы по волнующим проблемам и регулярно публикуются в СМИ.
Обзорная статья – обзоры различных сфер политической и экономической жизни общества. Подобные обзорные статьи могут инициироваться как самими изданиями, так и PR-специалистами в силу того, что СМИ охотно используют материалы, интегрирующие опыт нескольких компаний в отрасли, различных ветвей власти или даже одинаковых компаний и органов власти в различных регионах.
Интервью является одной из наиболее распространенных форм подачи материалов в СМИ.