1.Роль института связей с общественностью в современном обществе.
2. Субъект, объект, цели, задачи, сущность, принципы, функции связей с общественностью.
3. Характеристика современного рекламного процесса
4. Особенности рекламы в туризме.
Цель:раскрыть студентам понятие «связи с общественностью». познакомить с различными научными определениями и рассмотреть роль паблик рилейшнз в коммуникативной системе маркетинга.
Деятельность паблик рилейшнз возникла в глубокой древности. Прообразы служб PR можно найти в Древней Греции, Древнем Риме, еще ранее – на Востоке и в Древнем Китае. Этой деятельностью занимались и первоапостолы. Среди них святой Апостол Павел, выполнявший миссию распространения христианства как внеэтнической конфессии.
Впервые официально само выражение «паблик рилейшнз» употребил 3-й президент США Томас Джефферсон, когда в 1807 г. в черновике своего «Седьмого обращения к Конгрессу» он вписал его вместо вычеркнутого «состояния мысли»
На первом этапе своего эволюционного развития деятельность PR была преимущественно политическая и предполагала прежде всего пропаганду и агитацию.
Но с развитием в мире крупных корпоративных фирм, компаний с высокой аккумуляцией капитала в частном секторе произошло смещение акцентов PR в сторону социально-экономических отношений, использование их в конкурентной борьбе, лоббировании корпоративных интересов и успешном позиционировании.
В 1893г. в Германии фирма Круппа создала у себя первый отдел по работе с прессой. А в США появляется новая профессия – пресс-агенты, организующие работу с прессой в целях формирования общественного мнения.
Отцом современного PR считается Айви Ли – американский журналист, который на практике использовал искусство связей с общественностью в целях защиты репутации многих магнатов. В 1904г. он создает свое собственное агентство PR; в 1907 опубликовал «Декларацию о принципах». Главную задачу в организации работы PR автор сводил к работе с прессой.
В европейских странах развитие PR проходило под влиянием американских подходов и развивалось по двум направлениям: одни промышленные компании и органы государственной власти создавали центральные и местные организации, включающие департаменты по общественным связям; другие использовали комбинацию того и другого. В настоящее время эта практика распространилась во многих странах.
В Великобритании зарождение основ PR относят лишь к началу ХХ века; в Германии – в 1938 году понятие паблик рилейшнз было введено немецким ученым Карлом Хундхаузером.
Предаставители французской школы PR стремились выработать свои принципы и технологии в этой сфере деятельности. Они большое внимание уделяли приемам финансовых PR, лоббированию и меценатству.
В Латинской Америке наибольшее развитие PR получили в Мексике. В Азии службы по связям с общественностью в последнее десятилетие развивалось активно. В Японии имеется широкая сеть консультантов по PR и эта система получила также развитие в Америке и Австралии.
Бум в формировании PRкак самостоятельной науки пришелся на середину 1960-х годов – этап послевоенной конверсии оборонной промышленности, перехода к постиндустриальному обществу, когда стали господствовать законы рынка.
Существует значительное количество определений PR-деятельности. По оценкам исследователей их насчитывается около тысячи.
Президент Международной ассоциации PR Сэм Блэк: деятельность в области паблик рилейшнз – это наука и искусство достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на достоверной и полной информации.
Определение Мексиканской декларации паблик рилейшнз: «Практика паблик рилейшнз – это творческий и социально-научный подход к анализу тенденций, предсказанию их последствий, предоставлению консультаций руководителям организаций и выполнению запланированных программ действий; которые послужат как интересам организаций, так и общественным интересам.»
Э.Бернэйз: «PR – это искусство в сочетании с наукой, основным движущим мотивом которого являются не денежные, а общественные интересы. Достижение согласия в этом смысле предполагает конструктивную социальную роль.»
С. Катлип рассматривает PR как «функцию менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которой зависит успех или неудача.»
Многие отечественные ученые под связями с общественностью подразумевают управленческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимовыгодных отношений междугосударственными или частными структурами и общественностью, от которой во многом зависит успех функционирования этих структур.
В России PR как философия большого бизнеса стали развиваться с 1990-х годов. В Моске 3 июля 1991г. была создана Российская ассоциация по связям с общественностью – РАСО, которая к концу ХХ века насчитывала около 100 членов. С помощью РАСО отечественные PR- агентства установили партнерские отношения с зарубежными специалистами и в первую очередь с Международной ассоциацией по связям с общественностью (IPRA), Европейской конфедерацией по общественным связям (CERP), рядом ведущих национальных североамериканских, западноевропейских и азиатских обществ.
Первооткрывателями на российском рынке услуг PRстали такие агентства, как «Михайлов и партнеры», «Старая площадь», «Имидж-Контакт», Центр политического консультирования «НИККОЛО М» и др.
В прагматическом аспекте связи с общественнстью рассматриваются как умение воздействовать на общественное мнение в интересах корпорации, фирмы таким образом, чтобы убедить потребителя, что корпоративная деятельность осуществляется прежде всего ради его благополучия, комфорта, экономии времени именно у него.
Таким образом , основные характеристики PR можно сгруппировать в следующие категории:
1. Онтологический статус PR – это искусство, наука, практика, социальный институт;
2.PR характеризуется как коммуникация, коммуникативный процесс;
3.PR это менеджмент, управление информацией или одна из его функций;
4. Целью PR является гармонизация отношений субъектов – организации и ее общественности;
5. PR это субъект-субъективные отношения.
Применение PR в маркетинге обусловлено сокращением полезности рекламы в условиях общества потребления и рекламного бума. Средством маркетинга является уже не столько реклама, сколько создание брэнда и репутации организации. Конкуренция переходит от ценовой к неценовой.
Предмет PR определяют и как формирование позитивного общественного мнения, и как производство эффективного для его субъекта публичного дискурса. и как менеджмент коммуникаций, и как собственно публичную коммуникацию.
ПР можно представить в качестве менеджмента капитала публичности или символического капитала.
Цель ПР различные авторы определяют по-разному: гармонизация отношений между организацией и ее общественностью, создание паблисити, позитивного имиджа организации или позитивного общественного мнения и ней- другие авторы; создание эффективной системы коммуникаций организации с ее средой – третьи.