Компетенция. Понятие появилось в 16 в. в Англии. Американский подход: под компетенцией понимают самосознание, саморегуляцию, соц.навыки. Они могут быть получены в процессе обучения. Британский подход: англичане определяли компетенцию не как личностную хар-ку, а как хар-ка самой деятельности. Французский подход, более сложный: 1. Компетенция, как универсальный признак личности. 2. Компетенция, как индивидуальные способности: знание, опыт, поведенческие хар-ки. Немецкий подход: ключевые компетенции включают индивидуальные компетенции: способность к сотрудничеству, гибкость, этичность, независимость в решении проблемы, способность к сотрудничеству. Сравнивая подходы, британский изучает хар-ки д-ти и процессы ее выполнения, американский изучает работников, осущ.д-ть. Компетенция- круг полномочий какого-либо лица, во-вторых, наличие знаний и опыта для эффективной д-ти. Совокупность компетенций- компетенция. Соц.компет.: интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, карьерная. Коммуникативная компетенция- навыки взаимодействия между людьми, умение работать в группе, знакомство с различными соц.ролями, способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с др.людьми. Коммуникация- 1. Путь сообщения, связь. 2. Передача инф.словесным образом. Коммуникация- общ.явление, процесс, который разворачивается в организации во всех ее уровнях и структурах, не связанно непосредственно с руководителем; непосредственная практика контактов руководителя с подчиненными; особая, специфическая функция управления, т.е. как объект непосредственного регулирования со стороны руководства. Через коммуникативную функцию реализуются все другие управленческие функции: постановка цели, контроль и тд. Все эти аспекты представлены нормативной стороной и субъективно личностной.
Уровни коммуникации:
1. Функция управления
2. Поведение руководителя
3. Коммуникативные явления и закономерности, возникающие в общении
4. Психологические механизмы общения
Структура общения.
Общение→ коммуникация- интеракция- социальная перцепция. Коммуникативная сторона (осознаваемая), интерактивная сторона (полуосознаваемая), перцептивная сторона (неосознаваемая). Коммуникативные явления: подражание, заражение- процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, преимущественно на неосознаваемом уровне. Подвержены дети и группы людей в замкнутых пространствах; внушение- процесс воздействия на психическую сторону человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности критичности восприятия и восприятия им информации, и связи с прошлым опытом; убеждение- передача информации на основе логических построений. Подражание- следование какому-либо образцу, активное воспроизводство. Три вида подражания: 1.логическое и нелогическое, 2. Внутреннее и внешнее, 3. Подражание мода-ритуал. Подражание выступает одной из формы давления группы на индивида, является формой конформного поведения. Конформность- подавленность человека группе.
Коммуникативные психические процессы:
1. Эмпатия- (от греч. Сопереживание) проникновение в эмоциональные и др.состояния человека и постижение их. Особый способ понимания другого. Эффективность понимания увеличивается по мере увеличения прошлого опыта.
2. Идентификация
3. Атрибуция-
4. Аттракция- в результате складывается система соц.установок, они включают стереотипы.
Эти штуки регулируют процесс общения с соц.средой.
Все эти процессы проявляются в процессе рефлексия- восприятие не только внешн.мира, но и внутр. Благодаря рефлексии человек способен осознанно целенаправленно управлять всеми психическими процессами. 1. Анализ собственного , 2. Рассуждение за другое лицо, 3. :
1. Кооперативный аспект. Рефлексия проявляется, как прогнозирование ответных действий, по средствам постановки себя на место другого.
2. Коммуникативный аспект. Специфическое средство в познание человека человеком.
3. Личностный аспект. Способность строить новые образы в результате общения с другими.
4. Интеллектуальный аспект. Умение субъекта выделять, анализировать, соотносить с предметной ситуацией собственные действия.
Формы:
1. Рефлексия собственной д-ти
2. Рефлексия внутреннего мира другого
Виды:
1. Ситуационная
2. Ретроспективная- анализ и оценка уже выполненной деятельности.
3. Перспективная- размышления о предстоящей деятельности.
Высокий уровень … связан с тревожностью, мнительностью.
Все эти процессы проявляются в коммуникативном поведении. В сферу коммуникативного поведения подразделяют на: вербальное и невербальное. В сфере вербальной коммуникации выделяют:
· Параллельные коммуникации
· Деловые совещания
· Публичные выступления
· Речевые дополнения
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ДЕЛИТСЯ НА:
· Оптико-генетическую
· Пара
· Проксемика
Требования параллельных коммуникаций:
· Общая культура речи
· Информационная насыщенность сообщения
· Эмоциональный фон
· Сочетание вербальных и невербальных средств коммуникации
· Адекватность особенностям адресата
Требования к коммуникации «руководитель-подчиненный» (к беседе):
· Контракт
· Предварительная подготовка
· Ведущая роль
· Собственная позиция
· Уважение к партнеру
· Умение слушать
· Внимание
· Не делать поспешность выводы
· Не вступать в спор
· Помнить о будущем
Этапы делового совещания:
Начало (внимание) – передача основной информации (личный интерес)– аргументация (рациональная аргументация) – нейтрализация или опровержение встречных аргументов (рациональный анализ ситуации, позиций, интересов, сторон, сомнений)- принятие решения (принцип максимально возможного учета интересов сторон).