Американский подход. Разрабатывался в противовес тестам IQ.
Британский подход –
Французский подход. Компетенция как универсальный признак личности. Компетенция как индивидуальная способность, проявляющаяся в деятельности. Очень важны знания, опыт и поведенческие характеристики.
Немецкий подход . Ключевые компетенции включают индивидуальные компетенции. А инд. Компетенции представлены как способность к сотрудничеству, гибкость, этичность, независимость в решении проблем
Если сравнить все эти подходы, то британский компетентностный подход изучает характеристики деятельности и этапы ее выполнения. Американский подход изучает работник, выполняющий деятельность.
Компетенция (от лат. «Обладать по праву») – это круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, также это наличие знаний и опыта, необходимого для эффективной деятельности. Совокупность компетенций представляет собой компетентность.
Компетентность менеджера должна включать профессиональную компетенцию и социальную компетенцию. В псих.мене будем опираться на соц.компетентность. Социальная компетенция направлена на несколько пиков – интеллектуальная компетентность, эмоционально-волевая, коммуникативная, карьерная.
Коммуникативность – навыки взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Коммуникация имеет два смысла. 1. Путь сообщения, связь. 2.Передача информации словесным образом.
1.Коммуникация – это общее явление, процесс, который разворачивается в организации на всех ее уровнях и во всех структурах, в том числе и не связанных непосредственно с руководителем. 2.Также это непосредственная практика контактов руководителя с подчиненным.
Коммуникация – как особая, специфическая функция управления. То есть как объект целенаправленного регулирования со стороны руководителя. Через коммуникативную функцию реализуются все другие управленческие функции. В том числе постановка целей, планирование, контроль. От 50 до 90% рабочего времени руководителя тратится на выполнение этой коммуникативной функции. Все эти аспекты коммуникации представлены двумя сторонами – организационно-нормативной стороной и субъективно-личностной, на которой мы и остановимся подробнее.
В коммуникации руководителя выделяют 4 уровня:
1. Функция управления.
2. Поведение руководителя.
3. Коммуникативные явления и закономерности, возникающие в общении.
Социальная перцепция (персептивная сторона общения).
Основные коммуникативные явления – подражание, заражение, внушение, убеждение.
Заражение – процесс передачи эмоционального состояние от одного индивида к другому, преимущественно на неосознаваемом уровне.
Внушение – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением сознательного и критического восприятия им информации, с отсутствием целенаправленного и активного ее понимания и связи с прошлым опытом. Содержанию внушенной информации, в дальнейшем, присущ навязчивый характер. Эффективность внушения зависит от авторитетности внушающего
Убеждение – Для передачи информации на основе логических построений. Эту логичность принимает или не принимает слушатель. Это самый лучший эффект на подчиненных =)
Подражание – следование какому-либо образцу. Для подражания характерно не только принятие какой-либо информации, черт поведения, но и активное воспроизводство. Типы подражания – логическая и не логическая, внутреннее и внешнее подражание, подражание-мода, подражание-ритуал. Подражание выступает одной из форм давления группы и является основой конфформного поведения
Эти все процессы опосредованы следующими коммуникативным психическими процессами – эмпатия, идентификация, атрибуция, аттракция.
Эмпатия (от греч. «сопереживаю») – проникновение в эмоциональные и другие состояния другого человека и постижение их . Это особый способ понимания другого. Он основан не на рациональном осмыслении, а на эмоциональном сопереживании. Эффективность эмпатии растет с возрастом
Аттракция – процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего. Уровни аттракции: дружба, симпатия, любовь.
Все рассмотренные процессы комплексно проявляются в общем, интегральном процессе, который называется рефлексия. Этот процесс связан с возникновением сознания. Рефлексия – это восприятие не только внешнего мира, но и своего внутреннего. Благодаря рефлексии, человек способен осознанно, целенаправленно управлять всеми иными психическими процессами. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером вообще. Процесс рефлексии включает анализ собственного мышления, анализ общения с другим, суждения за другое лицо, понимание другого. Различают две формы рефлексии: рефлексия две собственной деятельности, рефлексии внутреннего мира другого. Рефлексия имеет 4 аспекта: кооперативный, коммуникативный, личностный, интеллектуальный.
Рефлексия представлена как специфическая средство познания человека человеком. Рефлексия способна новые опыты в результате общения с другими.
Рефлексия представлена как умение субъекта выделять, анализировать, соотносить с предметной ситуацией.
Существует три вида рефлексии: ситуационная, ретроспективная, перспективная