Это некая образование, которая касается высших структур личности. Карьерная компетентность – способность человека реализовывать себя в профессии, видеть и предполагать необходимые условия для реализации своих творческих и профессиональных способностей. Сюда входят и знания, и навыки, и мотивация. Именно мотивация является одной из главных частей.
Карьера – последовательность должностей, занимаемых сотрудником в одной организации. В широком смысле – продвижение человека по ступеням производственной, социальной, административной или иной иерархии. Определение точки зрения психологии: карьера не только и не столько продвижение людей по должностным ступенькам, сколько процесс реализации человеком своих возможностей в условиях профессиональной деятельности. Исследование вопросов карьеры чаще всего связывают с именем Эдгар Шей.
Шей выделил 5 типов направленности карьеры:
1. Статусное продвижение в организации. Карьера направлена на вертикальный подъем. Это продвижение обеспечивается аналитической, социальной и эмоциональной компетенциями. Аналитическая компетенция – способность решать проблемы, анализировать, находить наиболее адекватные решения. Социальные компетентность – способность влиять на организацию выполнения деятельности, способность руководить. Эмоциональные компетенции – способность управлять и контролировать свои эмоциональные состояния.
2. Профессиональное развитие. Карьера организована вокруг технических и функциональных умений. Направлена на расширение функциональной компетентности в профессиональной деятельности.
3. Автономная, независимая карьера. Организована вокруг самостоятельных занятий, что позволяет самостоятельно определять структуру работы и стиль жизни. Очень ярко выражена независимость от организационных правил. При этом они могут самостоятельно решать проблемы.
4. Безопасность, стабильность. Работник с данными типом карьерных ориентаций стремится найти работу в такой организации, которая имеет хорошую репутацию. В первую очередь важны стабильность и имидж организации, репутация на рынке труда. С этими характеристиками он связывает внутреннее ощущение безопасности.
5. Карьера организована вокруг новых товаров, услуг, изобретений. В общем, чего-то нового. Человек имеющий такую ориентацию, склонен к большему риску в деятельности. Он готов работать в состоянии неопределенности.
Еще интересную типологию дал Э.М.Коротков. Он вывел два основных параметра, основания:
1. Тип рабочей мотивации: активная и пассивная.
2. Отношение к риску: склонность к риску или склонность к безопасности.
Он выделял три типа направленности:
1. Предпринимательская.
2. Авантюрная
3. Безразличная.
Предпринимательская карьерная направленность отличается склонностью к умеренному риску, стремлением к высокому уровню материального благосостояния, стремление к высокому уровню социального престижа, стремление к высокому социальному статусу.
Авантюрная карьерная направленность основывается на склонности к высокому риску. Для этой направленности характерна пассивность, избегание активности и направленность на отдых, также характерно иметь все сразу и без особых затрат. Мотивация ориентируется только на внешние атрибуты социального положения: большой кабинет с моим именем, большой стол, офигенные бабы вокруг, буду ездить на офигенной машине и т.д.
Безразличная карьерная направленность характерна для сотрудников на спокойной, уютное, комфортное пребывание на работе, с необходимым условием минимизации затрат усилий.
Е.А.Могилевкин выделяет вертикальную, горизонтальную, ступенчатую, вертикально-нисходящую и скрытую направленности.
1. Вертикальная (управленческая) связана с повышением статуса.
2. Горизонтальная (профессиональная) без повышения статуса, но с расширением функций.
3. Ступенчатая. После периода горизонтальной ориентации резко происходит переход на следующий уровень.
4. Вертикальная нисходящая – снижения статуса в организации, которое, как правило, связано с людьми предпенсионного или пенсионного возраста.
5. Скрытое. Центростремительное движение к ядру. Фактическое руководство осуществляется при относительно не высоком статусе.
Этапы карьеры.
· До 25 лет – предварительный этап.
· От 25 до 30 – становление.
· От 30 до 45 – продвижение. Основным стимулом будет желание самоутверждение, и утверждение в глазах людей. В первую очередь утверждение в глазах людей, потом уже самоутверждение.
· От 45 до 60 – сохранение. Подтверждение своего статуса, умений.
· После 60 – завершение.
Психологические факторы карьеры.
1. Социальные. Роль человека в группе, его статус в управлении.
2. Организационно-психологические. Организационная структура и климат.
3. Личностные. Ответственность, адаптивность, мотивация карьеры, готовность к обучением и эмоциональный интерес.
Шей выделил 8 якорей карьеры. Якорь карьеры – движущий мотив, побуждающий людей к развитию карьеры.
1. Профессиональная компетентность.
2. Автономия (независимость).
3. Служение организации, идее, людям.
4. Интеграция стилей жизни.
5. Менеджмент.
6. Стабильность.
7. Вызов.
8. Предпринимательство
Есть различия между карьерами мужчин и женщин. Например, старт профессиональной карьерой у женщин связан с родами. Поэтому женщины включаются в карьерный рост только через 8-10 лет. У женщин, выполняемая работа и карьера рассматриваются как разные понятия. Карьера воспринимается как личная цель. А у мужчин они связаны с успехами в работе.
Мотивация карьерного продвижения у мужчин – достижение высоких должностей, у женщин – самореализация и личностный рост.
Принятия карьерный решений мужчины осуществляют на основе перспектив карьерного роста, у женщин при принятии решений практически отсутствует временной фактор.
Отношение к риску. У мужчин взвешенная оценка, у женщин – отрицательная. Стараются избегать во всем.
Командная ориентация. У мужчин потребность объединения в команду, наличие командира и командного духа. У женщин не выраженная потребность.
Женщины более лояльны к начальникам, особенно к начальникам мужчинам, а у мужчин наоборот. Всегда видят в нем конкурента и, они всегда готовы с ним побороться.