Ассортимент – это специфицированный в установленном порядке и соответствующий документам перечень продукции, которую предприятие обязано поставить определенным потребителям с учетом сроков, объемов, качества и т.д.
Для обеспечения наиболее полного удовлетворения спроса необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту. Анализ выполнения плана по ассортименту позволяет выявить соблюдение ассортимента в разрезе договоров поставки, соответствие ассортимента профилю данного предприятия.
Для оценки процентного выполнения плана по ассортименту продукции используют правило наименьшего числа из планового и фактического объема, то есть в выполнение плана по ассортименту засчитывается только объем производства в пределах плана.
Невыполнение плана по ассортименту приводит к структурным сдвигам в составе продукции, изменению стоимости товарной и реализованной продукции. Данные для анализа представляют в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Выпуск продукции предприятия по ассортименту, тыс. р.
Наименование продукции
План
Факт
Выполнение плана, %
Факт в пределах плана
Недовыполнение плана
Продукция А
117,9
-
Продукция Б
93,3
Продукция В
96,1
Всего
104,2
Из данных табл. 2.3 следует, что план по производству товарной продукции перевыполнен на 4,2 %, однако план по ассортименту выполнен лишь на 97 %. Недовыполнение плана составило 9344 тыс. р. Причиной невыполнения плана по ассортименту является снижение фактического выпуска продукции Б по сравнению с планом на 6,7 % или 4863 тыс. р., а также продукции В на 3,9 % или 4491 тыс. р. Поэтому, несмотря на перевыполнение плана по другим видам продукции, в целом план по ассортименту не выполнен. Невыполнение плана по ассортименту приводит к структурным сдвигам в составе продукции.
Сдвиги в структуре продукции влияют на выполнение плана по основным технико-экономическим показателям работы предприятия: производительности труда, себестоимости продукции, рентабельности и др. От структуры продукции зависит формирование трудоемкости производства. По результатам расчетов оценивают изменения в структуре, которые намечались, изменения в структуре в сравнении с планом, динамику структурных сдвигов.
Данные для анализа сводят в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Структура выпуска продукции
Наименование продукции
Выпуск продукции,
тыс. р.
Структура, %
Факт при плановой структуре
Зачтено в выполнение плана
План
факт
план
факт
Продукция А
40,2
45,5
Продукция Б
23,2
20,7
Продукция В
36,6
33,8
Всего
Как видно из табл. 2.4, плановая структура выпуска продукции не соблюдена. Так, фактическая доля выпуска превышает плановую по продукции А. В результате план по структуре выполнен лишь на 94,7% (307280:324560∙100). Недовыполнение плана в результате структурных сдвигов составило 17280 (324560 - 307280) тыс. р.
Для оценки влияния структурных сдвигов на изменение прибыли необходимо сопоставить рентабельность отдельных видов продукции. Чем выше удельный вес низкорентабельной продукции, тем негативнее изменения структуры продукции предприятия. Расчет рентабельности по видам продукции сводят в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Рентабельность по видам продукции
Наименование продукции
Цена, р./тонн
Себестоимость, р./тонн
Рентабельность,
%
Продукция А
15,4
Продукция Б
9,3
Продукция В
57,4
Как видно из табл. 2.5, наиболее рентабельной является продукция В. На рубль затрат при производстве данной продукции предприятие получает 57,4 к. прибыли. Таким образом, снижение доли этой продукции является отрицательным, так как приводит к снижению прибыли по сравнению с планом.