Сущность управления, основные принципы, функции и методы управления.
Организационные структуры управления.
Структура управления предприятием и функции структурных подразделений аппарата управления.
1. Сущность управления, основные принципы, функции и методы управления.
Управление– это целенаправленное воздействие управляющей системы, органов управления на объект управления конкретных людей и отдельных работников с целью организации и координации их деятельности в процессе производства для эффективного решения стоящих перед ними задач.
Процесс управления состоит из следующих элементов:
1. Определение цели, стоящей перед коллективом.
2. Регулирование деятельности в связи с изменениями, возникшими в процессе работы.
3. Стимулирование труда, направленного на повышение заинтересованности работы.
4. Контроль, анализ, оценка их работы.
5. Разработка последующих мероприятий для устранения отрицательных отклонений.
Управление в производственно-хозяйственных организациях.
- структурные единицы, воздействия на объект управ-
подразделения ления с целью достижения
(цех, отдел, предприятия) ими заданных показателей.
Рассматриваться должны как единое целое
Процесс управления
Процесс информационный
Выработка управляющего (определение цели) решения
Передача его по каналам воздействия на объект управления.
Получение и передачу по каналам обратной связи информации о фактическом состоянии объекта для принятия нового решения и т.д.
Т.к. его цель и содержание полностью, определяется переработкой и передачей информации.
- многоэтапный
- непрерывный
- замкнутый через канал обратной связи.
Функции управления – особый вид деятельности, выражающий направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе производства и управления им.
Исходя из сущности управления, функции классифицируются независимо от того, кем или чем управлять. Отсюда 0 общие, универсальные функции управления. Например, планирование, организация, анализ, учет, контроль и др.
Исходя из содержания управления, функции классифицируют с позиций самого объекта управления, его состава, целей, задач. Отсюда – специальные, специфические, конкретные функции управления, например:
- управление качеством продукции;
- управление социальным развитием коллектива;
- управление сбытом продукции;
- управление персоналом и т.д.
Каждая общая функция имеет что-то свое характерное, т.е. свой «профиль». Например, в планировании таким главным моментом является постановка целей и задач в плане. Но кроме этого, план должен предусматривать средства их достижения, в частности, структуру органов управления (момент организации), при этом во взаимоувязке целей между собой (момент координации) и т.д. С другой стороны, общая функция управления «планирование» присутствует в каждой из конкретных функций.
Можно сказать, что носителями конкретных (специальных) функций управления на предприятии являются части управления системы. Носителем общих (основных) функций управления является вся управляющая система.
Для функций того и другого вида характерен процесс их взаимосвязи, взаимодействия и взаимопроникновения (рис. 6.1).
Рис.6.1. Рис. 4.1 – Содержание процесса управления
ОБЩИЕ
Прогнозирование.
Планирование.
Организация.
Координация.
Регулирование.
Активизация.
Мотивация.
Учет.
Контроль.
Анализ.
КОНКРЕТНЫЕ
Отражают характер структурных
подразделений и состав руководителей.
Технические развития предприятия
Подбор и расстановка кадров
Технико-экономическое планирование работы предприятия и его цехов.
Организация ЗП и НОТ
Материально-техническое снабжение и сбыт
Оперативное управление
Контроль качества продукции
Улучшение условий труда
Научно-технические исследования.
Принципы управления производством – это правила, имеющие обобщенный и объективный характер.
Организационные структуры управления (ОСУ)
Структура – (лат. Structura) – строение, размещение, расположение, взаиморасположение, порядок. Структура – это способ закономерной связи предметов и явлений природы и общества, мышления и познания; совокупность существенных связей между выделенными частями целого, обеспечивающая его единство, внутреннее строение чего-либо. Структура свойственна объектам, представляющим собой системы.
Например, социальная структура – классы, слои общества, социальные группы. Если категория «структура» отражает строение и внутреннюю форму какой-либо системы, то что в этой системе является содержанием?
Содержанием являются различные работы, действия, взаимодействия, в управлении, т.е. функции.
Таким образом, если соединить форму и содержание этих двух понятий в одно целое, получится ОСУ.
Форма в данном случае выступает как организация содержания и способ его существования.
Переходя от абстрактной категории «Структура» к понятию оргструктуры управления (ОСУ), следует иметь в виду, что объектом структуризации могут выступать различные объекты, системы, явления и т.д. Так, по отношению к предприятию мы говорим «структура предприятия» , «структура производства», «структура кадров», «структура производственных фондов», «структура себестоимости».
Рассматривая конкретный объект структуризации, например систему управления, можно выделить различные по составу и содержанию взаимосвязи элементов, линейную, функциональную, информационную структуры управления, структуру аппарата управления и т.д.
Итак, что же такое организационная структура управления?
ОСУ – это структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели (целей).
Элемент организации, присутствующий в ОСУ показывает, что между ее элементами имеются связи, обеспечивающие взаимодействие отдельных составляющих компонентов.
Процесс формирования оргструктуры управления представляет собой прежде всего организационное закрепление тех или иных функций за подразделениями аппарата управления.
Здесь возникает проблема соответствия количества структурных звеньев и подразделений управления количеству конкретных функций этой систеиы как необходимого критерия эффективной работы. Это не простая подгонка, а должно быть качественное их соответствие.
Названная адекватность может иметь место при различных количественных соотношениях:
· Кс.з = Кф. , т.е. конкретные функции качественно таковы, что для их осуществления необходимо и достаточно количество соответствующих структурных звеньев, численно равное количеству конкретных функций.
· Кс.з < Кф. Кс.з - количество структурных звеньев
· Кс.з > Кф. Кф - количество функций
Итак, смысл, вкладываемый во взаимосвязь «функции – структура» = ОСУ – состоит в том, что они составляют органическое единство и суть организации системы управления. В основе формирования ОСУ лежит насыщение системы управления определенными функциями, необходимыми для нормальной деятельности организации. Все другие элементы системы управления – методы, кадры, техника управления, информация (коммуникации) – являются средством для своевременной реализации той или иной функции.
В ОСУ имеются следующие основные элементы:
· звенья (отделы, службы и т.д.);
· звенья связаны в определенные уровни, ступени;
· связи (определенные).
Звеном может быть орган, подразделение, отдельный управленческий работник. Это минимальная единица.
Уровни и ступени – совокупность звеньев, расположенных на одной горизонтали ОСУ (2-х, 3-х, 4-х -–5-и уровневая ОСУ).
горизонтальные (функциональные) – не подчиненные друг другу
вертикальные (линейные) – связи соподчинения
Чтобы ответить на вопрос, сколько уравнений, звеньев и связей должно быть, требуется разработать единые требования и принципы построения ОСУ.
Требования при построении ОСУ:
- ОСУ должна закрепить за органами управления весь комплекс задач и функций управления, необходимых для успешного руководства конкретными участниками и объекта в целом.
- Обеспечит единство руководства (чтобы за частным не потерять главное).
- ОСУ должна способствовать сотрудничеству и согласованности в работе всех составных частей системы управления.
- Обеспечивать получение каждым структурным подразделением необходимой информации для своевременной подготовки и реализации управленческих решений.
- ОСУ должна создавать условия для эффективного использования задействованных в системе управления ресурсов (материальных, трудовых, финансовых).
- ОСУ должна обеспечивать надежность, оперативность и экономичность управления.
- На основе этих требований разработаны основные принципы построения ОСУ.
· Единство распорядительства и персональной ответственности.
· Установление четких границ между линейным и функциональным руководством.
· Обоснование масштабов распространенности контроля, который определяется в основном нормами управляемости.
· Четкое разграничение функций между подразделениями.
· Соответствие прав, обязанностей и ответственности.
· Принципы гибкости и экономичности ОСУ.
Факторы, влияющие на ОСУ (ее размеры, объем работ по формированию).
· Масштабы и сложности производства, уровень его механизации и автоматизации.
· Тип производства, характер специализации и кооперации производства.
· Сложившийся характер отношений, система стимулирования.
· Общие социальные характеристики коллектива, структура ППП (для определения хотя бы уровня централизации).
Определяющим, естественно, является фактор производственной структуры предприятия.
Типы организационных структур управления
В отечественной теории управления разработаны следующие типы организационных структур управления (ОСУ):
· линейная;
· функциональная;
· линейно-функциональная (смешанная);
· матричная.
Линейная ОСУ
Рис. 6.1 – Линейная ОСУ
Разновидностью линейной оргструктуры управления является линейно-штабная (показано пунктиром дополнение):
где Ш – штаб при руководителе;
Р - руководитель ;
И - исполнитель.
Функциональная ОСУ
Рис. 6.2 – Функциональная ОСУ
где ФО – функциональные отделы.
Линейно-функциональная ОСУ
В линейно-функциональной ОСУ присутствуют как функциональные, так и линейные подразделения.
Поэтому такая ОСУ называется еще смешанной
1Р -Первый руководитель директор.
ФО - Функциональные отделы директора.
2Р- Второй руководитель (технический директор).
ФО2 -Функциональные отделы технического директора.
3Р- Третий руководитель (начальник цеха).
ФО3- Функциональные отделы начальника цеха и т.д.
Рис. 6.3 – Линейно-функциональная ОСУ
Линейные связи по вертикалям и соподчиненность отсутствуют.
Матричная ОСУ
Матричная оргструктура управления наиболее сложная; часто носит временный характер, создается в проектных организациях. Это связано с разделением управленческого труда в связи с усложнением производства и увеличения его масштабов.
В зарубежной практике построение той или иной бюрократической модели (ОСУ) носит название департаментализации.
Рис. 6.4 – Матричная ОСУ
Функциональная департаментализация – это деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Традиционные блоки компании – это отделы производства, маркетинга и финансов.
На рисунке 6.5 показана типичная функциональная оргструктура управления фирмы.
Рис. 6.5 – Функциональная ОСУ фирмы
По мере развития производства и совершенствования технологии, увеличение масштабов производства и расширения ассортимента продукции и услуг обыкновенная функциональная структура управления перестала удовлетворять запросам организаций. Чтобы справиться с этими проблемами, а также с развивающейся диверсификацией производства и изменениями внешней среды, были разработаны дивизиональные организационные структуры управления, в соответствии с которыми деление организации на элементы и блоки происходит по видам или географическим районам. Отсюда формируется т.н. продуктовая ОСУ и региональная.
3.Структура управления предприятием и функции структурных подразделений.
Предприятия разрабатывает свою систему управления и штаты, применительно к типовым структурам и штатам. –Утверждает их директор.
Директор избирается на общем собрании ОАО (по Уставу)
- несет ответственность за всю производственно-хозяйственную деятельность,
- наделен правами распоряжения всеми денежными средствами.
Руководство предприятия в соответствующих областях директор осуществляет через своих замов.
Число заместителей директора определяется:
- размерами предприятия
- объемом выпуска, сложностью сортамента продукции
- объемом капитальных вложений.. (от 3-х до 7-ми)
· Зам.директора по экономике (планово-экономический отдел и экономические лаборатории)
· Зам. Директор по труду и кадрам (отдел НОТиУ, ОКадров, ЖКО, нормативно-исследовательские лаборатории)
· Зам. Директора по коммерческо-финансовой части (отдел снабжения, сбыт, финансовый, АХО, юридический).
Директору непосредственно подчиняются:
- главная бухгалтерия,
- юридический отдел,
- ОТК,
- отдел капитального строительства (если нет зама).
Заместитель директора по его поручению осуществляет руководство отделами и службами по определенным функциям управления.
Первый зам. директора – главный инженер.
выполняет два комплекса функций:
- инженерную (техническое развитие предприятия)
- административную (формирование и воспитание коллектива, организационно-оперативное планирование, контроль и анализ ТЭП предприятия…)
В ведении гл. инженера находятся:
1) Технический отдел (ТО)
2) Производственно-распорядительный отдел (ПРО)
3) Проектно-сметный отдел (ПСО)
4) ЦЗЛ
5) Отдел техники безопасности (ОТБ)
6) Отдел технической информации (ОТИ)
Руководство цехами и хозяйствами главный инженер осуществляет через подчиненных ему главных специалистов (или непосредственно)
- главный механик
-главный энергетик
- главный сталеплавильщик
- главный доменщик если 2 и цехов.
- главный прокатчик…
Плановый отдел – ведет технико-экономические планирование, анализ производственно-хозяйственной деятельности цехов и завода в целом, разработка перспективных планов.
ОТК – контроль качества поступающих материалов, сырья, топлива и отправляемой продукции.
Главная бухгалтерия – ведет учет всей хозяйственной деятельности предприятия, осуществляется методическое руководство и контроль ведения первичного учета и отчетности в цехах, производит расчеты с поставщиками и потребителями продукции.
ОНОТиУ – осуществляется техническое нормирование, разработка мероприятий по улучшению организации производства труда, планирует и анализирует расход зарплаты.
ПРО – ведет межцеховое оперативное планирование и подготовку производства, содействует выполнению регламентированного режима, сменных и часовых графиков работы цехов и агрегатов.
Техотдел – разрабатывает совместно с ЦЗЛ и цехами технические мероприятия по совершенствованию техники и технологии, качеству продукции…
Проектный отдел – разрабатывает технические проекты и чертежи на строительство новых объектов, капитальный ремонт…
ОТБ – организует работу по технике безопасности охране труда.
Управление цехом
В подчинении начальника цеха находятся:
- зам.начальника осуществляет руководство производством с помощью начальника участков (ст.мастер), начальников смен и мастеров.
- технологическое бюро, выдающее разработку технологий
- БОТ – (бюро организации труда) –ведет нормированием, тарификаций и материальных стимулирований труда, контроль за ФЗП .
- ПЭБ - ( планово-экономическое бюро)– ведает разработкой плана экономическим и социальным развитием цеха, доведением показателей плана до участков и бригад, анализом конечных результатов работы цеха.
_ПРБ –(производственно-распорядительное бюро) - разработка оперативных планов- графиков, работы цеха, участков, бригад, их ежемесячным материальным обеспечением, контроль хода производства и выполнением плана.